Финансовый резерв организации для ликвидаций ЧС

Содержание

Об утверждении Методических рекомендаций по созданию, использованию и восполнению объектового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, Приказ Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу от 05 декабря 2007 года №571

Финансовый резерв организации для ликвидаций ЧС

В соответствии с требованиями пункта “ж” статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию, использованию и восполнению объектового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

2. Начальнику Управления гражданской защиты полковнику С.В.Ботвиньеву организовать надзорную деятельность в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций с учетом Методических рекомендаций.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя начальника Главного управления полковника О.В.Салова.

Начальник Главного управлениягенерал-майор внутренней службыЛ.А.Беляев

Приложение к приказу. Методические рекомендации по созданию, использованию и восполнению объектового резерва финансовых средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций

Приложениек приказу Главного управления МЧС Россиипо г.Санкт-Петербургу

от 5 декабря 2007 года N 571

Финансовые резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовой формы (далее – организации) заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Целевой финансовый резерв организации может формироваться следующими способами:

– выделением на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств (приложения N 1 и N 2);

– оформлением банковской гарантии (приложение N 3);

– заключением договора страхования расходов на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (приложение N 4).

Руководитель организации ежегодно определяет порядок создания и устанавливает уточненный объем финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации наиболее опасной из возможных на территории организации ЧС.

Он может быть определен на основании данных Декларации промышленной безопасности или Паспорта безопасности опасного объекта. При отсутствии указанных документов организация определяет необходимый объем финансового резерва самостоятельно по согласованию с районным управлением Главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу.

Рекомендуется создавать резервы финансовых средств для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организаций:

– эксплуатирующих опасные производственные объекты в размере не менее 500000 рублей;

– не имеющих в своем составе опасных производственных объектов в размере не менее 300000 рублей.

Основанием для выделения средств из целевого финансового резерва по ликвидации чрезвычайных ситуаций является решение комиссии по чрезвычайным ситуациям организации.

Средства финансового резерва выделяются на финансирование следующих мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций:

– проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зоне ЧС;

– проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи, пострадавших в результате ЧС;

– закупка, доставка и кратковременное хранение материальных и продовольственных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников;

– развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания пострадавших работников в течение необходимого срока, но не более одного месяца.

Использование средств целевого финансового резерва на другие цели запрещается.

В случае полного или частичного использования средств финансового резерва на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций он должен быть восполнен в прежнем объеме в течение месяца.

В случае оформления организацией банковской гарантии она должна быть представлена в Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу в течение 5 дней с момента оформления.

Образцы банковской гарантии, приказа по организации о создании финансовых резервов, справки-подтверждения банка о размещении финансового резерва, страхового полиса приведены ниже.

Приложение 1 к Методическим рекомендациям. Приказ “О создании финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций”

Приложение 1к Методическим рекомендациям

Образец

ООО “Предприятие”

ПРИКАЗ

В целях исполнения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” по созданию финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций
приказываю:

1. Установить объем финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2008 год в размере 2000000 рублей.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/891835956

Почему предприятию необходимо формировать целевой финансовый резерв в рамках локализации и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций?

Финансовый резерв организации для ликвидаций ЧС

Требования о наличии таких резервов финансовых средств содержатся как в законодательстве о промышленной безо­пасности, так и в законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержит такое требование в явном виде: «В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана… иметь резервы финансовых средств… для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ.Аналогично Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст. 14 говорит о том, что «организации обязаны… создавать резервы финансовых … ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Формирование таких резервов всегда вызывало у руководителей предприятий большое количество вопросов. Эти вопросы, как правило, адресовались в органы Ростехнадзора и МЧС России, а те, в свою очередь, давали соответствующие официальные разъяснения. Ниже приведено обобщение этих разъяснений.

Способы создания целевого финансового резерва1. Выделение на отдельном расчетном счету организации собственных денежных средств.2.

Заключение отдельного договора страхования расходов на ликвидацию аварий и чрезвычайных ситуаций.3. Включение данных рисков в договор добровольного имущественного страхования*.4.

Заключение договора банковской гарантии.

5. Иные способы, не запрещенные законодательством РФ.

Определение размера 
финансового резерва
1. Резерв финансовых средств формируется на основании расчетных данных, полученных в результате идентификации опасностей и оценки риска аварий, имевших место на конкретном ОПО и на аналогичных объектах.2.

При расчете резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02), утвержденными Постановлением Госгортехнадзора от 29 октября 2002 года № 63, при этом необходимая сумма финансового резерва рассчитывается исходя из оценки так называемого полного ущерба, который может сложиться на конкретном объекте и в конкретное время в результате чрезвычайной ситуации.3. Размер финансового резерва должен соответствовать расходам, необходимым для ликвидации на территории организации наиболее опасного сценария, предусмотренного планом локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасном производственном объекте либо декларацией промышленной безопасности ОПО.4. Размер финансового резерва может быть определен на основании данных декларации промышленной безопасности или паспорта безопасности опасного объекта с учетом данных проектной документации.5. Рассчитываемые и резервируемые суммы финансовых средств не должны быть менее достаточных для компенсации потерь при авариях и их последствиях.6. При расчете ущерба учитываются такие затраты, потери и убытки, выраженные в стоимостной форме, как затраты, направленные на проведение спасательных работ, затраты на эвакуацию людей из зоны чрезвычайной ситуации и их временное размещение в безопасных районах, стоимость разрушенных или нарушенных природных ресурсов, стоимость ремонтно-восстановительных работ и возмещений вреда и ущерба и др.

7. Рекомендуемый размер резерва финансовых средств для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций для организаций может быть установлен также региональными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми органами МЧС России.

Заключение договора страхования 
как создание финансового резерва
Одним из перспективных и удобных для владельцев опасных объектов способов создания такого резерва финансовых средств является заключение отдельного договора страхования расходов на ликвидацию аварий и чрезвычайных ситуаций.

Однако в настоящее время в рамках проведения мониторинга наличия финансовых резервов, сформированных для локализации и ликвидации возможных аварий и чрезвычайных ситуаций, МЧС России в ряде случаев указывает предприятиям и организациям на то, что в качестве подтверждения наличия финансовых резервов годится не всякий страховой полис, а только полис (договор страхования), выданный страховщиком, имеющим утвержденную МЧС России методику оценки размера такого финансового резерва.Несколько лет назад одна из крупных страховых компаний России разработала методику по расчету страховых сумм при страховании расходов предприятий на ликвидацию и локализацию чрезвычайных ситуаций. Страховая компания согласовала эту методику с МЧС России.При всех недостатках этой методики (а их достаточно много) в ней сформулирован в явном виде перечень расходов, которые покрывает страховая компания, а именно:- стоимость электрической (и иной) энергии, израсходованной при локализации и ликвидации аварии;- стоимость материалов, израсходованных при локализации и ликвидации аварии;- затраты на развертывание и содержание мест питания и отдыха личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;- расходы на закупку, доставку и кратковременное хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;- расходы на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан на протяжении необходимого срока, но не более месяца;- расходы, связанные с привлечением в установленном порядке сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций для проведения экстренных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;- расходы, связанные с проведением неотложных аварийно-спасательных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;- оплата труда членов комиссии по расследованию аварии (в том числе командировочные расходы);- затраты на научно-исследовательские работы и мероприятия, связанные с рассмотрением технических причин аварии;

– стоимость услуг экспертов, привлекаемых для расследования технических причин аварии, и оценку (в том числе экономическую) последствий аварии.

Что может измениться?В настоящее время ряд страховых компаний рассматривает вопрос разработки единых Правил страхования расходов предприятий на ликвидацию и локализацию аварий и чрезвычайных ситуаций (далее  правила), а также Методики определения соответствующих страховых сумм (далее методика).

Предполагается, что правила и методика будут согласованы соответствующими профильным ведомствами — МЧС России и Ростехнадзором.

В рамках указанных документов будут проработаны следующие вопросы:- уточнение используемых терминов и определений;- детализация процедур реализации данного вида страхования;- единый подход к определению страховой суммы, достаточной для покрытия расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций;- создание перечня типовых рисков и видов расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, покрываемых договором страхования;- стандартизация формы полиса (договора) страхования;- защита предприятий и организаций от неправомерных отказов страховых компаний;- оптимизация выплатных процедур с целью оперативного покрытия расходов предприятий и организаций на локализацию и ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

Развитие данного вида страхования будет интересно как для страховщиков (расширение рынка страховых услуг), так и для предприятий и организаций (обеспечение финансовой устойчивости в условиях аварий и чрезвычайных ситуаций), а также надзорных органов (обеспечение соблюдения требований законодательства). 

*если договор добровольного имущественного страхования по рискам (взрыв, пожар, падение летательных аппаратов, удар молнии, стихийные бедствия, аварии водопроводных, канализационных, отопительных, противопожарных систем, противоправные действия лиц, наезд транспортных средств) покрывает расходы эксплуатирующей организации на локализацию и ликвидацию последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, возникших в результате указанных событий.

Источник: https://prominf.ru/article/pochemu-predpriyatiyu-neobhodimo-formirovat-celevoy-finansovyy-rezerv-v-ramkah-lokalizacii-i

Финансовый резерв организации для ликвидаций ЧС

Финансовый резерв организации для ликвидаций ЧС

Быстрый расчет стоимости страхования расходов по ликвидации и локализации ЧС

По данным МЧС России на данный момент сформирован недостаточный уровень резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС в субъектах РФ. Общий объем, созданных в субъектах РФ финансовых резервов для ликвидации ЧС в 2014 году уменьшился на 9,5% по сравнению с 2013 годом.

В связи с вышеизложенной ситуацией МЧС России организовывает работу по проведению проверок наличия финансовых и материальных резервов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а так же ответственности от воздействий пожара. В срок до 01 октября 2015 года необходимо закончить работу по формированию во всех организациях финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС.

Неисполнение требования Законодательства РФ по формированию финансовых и материальных резервов влечет за собой следующие САНКЦИИ:

Наименование документаНормы Законодательства
ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

от 100 000 до 200 000,00 руб. (для всех организаций) ;

от 500 000 до 1 миллиона рублей. (для организаций, эксплуатирующих ОПО)

50 000 рублей на должностных лиц;

Обязанности организаций в области создания финансовых и материальных резервов по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

—   Организации ОБЯЗАНЫ создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формировать резервы должны не только владельцы потенциально опасных объектов (пожароопасные, радиационно опасные, химически опасные, нефтепроводы, газопроводы и т.д.

), но организации эксплуатирующие имущество граждан, юридических лиц, муниципальное или государственное имущество, к которым устанавливаются требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Другими словами, для любого объекта (магазин, парикмахерская, завод, образовательное учреждение, вокзал, театр, жилой одноквартирный и многоквартирный дом и т.д.), должен быть сформирован резерв на ликвидацию чрезвычайных ситуации.

—   Размер финансового резерва для каждой организации определяется по соответствующей методике. Размеры финансовых резервов для ликвидации ЧС не установлены НПА.

Определить размер финансового резерва можно на основании методики «Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (от 29.12.2014 г.). Так, для детских садов, больниц, интернатов резерв должен составлять от 100 000 до 300 000 руб.

, для зданий торговли – 300 000 руб., для театров, кинотеатров, стадионов, библиотек – от 500 000 до 1 000 000 руб.

—   Финансовый резерв для ликвидации ЧС должен быть целевым и удовлетворять ряду требований

  • Резерв создается заблаговременно и восполняется после использования
  • Резерв должен быть доступен в любой момент (оперативность)
  • Резерв может быть использован только на ликвидацию ЧС (целевой)
  • Резерв должен быть сформирован одним из трех способов

Собственные денежные средства, выделенные на отдельном расчетном счете, оформление банковской гарантии либо заключение договора страхования расходов на ликвидацию ЧС.

Сравнительный анализ способов формирования финансовых резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Размещение собственных средств (на специальном счете в банке)

1. Из оборота предприятия извлекаются собственные средства;2. Возможность использования средств только на ликвидацию ЧС;3. В случае ЧС расходуются собственные средства, находящиеся в резерве;

4. После использования формируется новый резерв из собственных средств.

Получение банковской гарантии

1. Плата за предоставление гарантии от 3,5% от суммы гарантии (но не менее 25 тыс. руб.);2. Обслуживание банковской гарантии составит около 6 % от суммы гарантии в год;3. В случае ЧС сначала расходуются средства банка, а затем организация возмещает банку все затраты;

4. После использования формируется новый резерв путем оформления новой гарантии.

Оформление договора страхования

1. Тариф страхования составит от 1,5% до 2% от страховой суммы;2. Без дополнительных расходов на обслуживание договора страхования. Затраты на страхование не облагаются НДС и относятся на себестоимость;3. В случае ЧС расходуются средства страховой компании;

4. После использования формируется новый резерв путем до страхования.

Формирование резерва организаций на ликвидацию чрезвычайных ситуаций через механизм страхования особенно эффективен для организаций, испытывающих нехватку свободных денежных средств, не желающих извлекать из оборота компании солидную сумму.

Оформить договор страхования значительно легче и дешевле, чем оформить банковскую гарантию.

Кроме того, заключая договор страхования финансовых резервов для ликвидации ЧС с включением гражданской ответственности от воздействий пожаров, организации получают дополнительную защиту за вред жизни и здоровью, а так же имуществу потерпевших лиц.

Требования законодательных и нормативных документов

Наименование документа

Нормы Законодательства

Закон № 68-ФЗ от 21.12.94г. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Статья 14 п. «ж». Организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 24 п. 2 Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Закон № 116-ФЗ от 21.07.97г.  О промышленной безопасности ОПО

Статья 10 п. 1. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
  2. иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации

Закон № 117-ФЗ от 21.07.97г.  О безопасности ГТС

Статья 9 абзац 7. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Постановление Правительства РФ № 240 от 15.04.2002г. О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ

Пункт 4, абзац 3. Организации обязаны иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Источник: http://ot-info.ru/news/finrisk/finansovyj-rezerv-dlya-likvidacij-chs/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.