Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?

Записки старого путейца

Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?

Институт путевых обходчиков, как известно, существовал на сети железных дорог до 1964 года. Работа этих тружеников стальной колеи была тяжелой, сопряженной с риском для жизни.

Они в любую погоду, будь то крепкий мороз, метель, проливной дождь, жара, непроглядная тьма, должны были делать обходы своих путевых участков и следить за исправностью пути.

В их работе было немало курьезных случаев и удивительных историй.

Институт путевых обходчиков, как известно, существовал на сети железных дорог до 1964 года. Работа этих тружеников стальной колеи была тяжелой, сопряженной с риском для жизни.

Они в любую погоду, будь то крепкий мороз, метель, проливной дождь, жара, непроглядная тьма, должны были делать обходы своих путевых участков и следить за исправностью пути.

В их работе было немало курьезных случаев и удивительных историй.

…Мой отец и мои дяди много лет трудились путевыми обходчиками. И я, работая в войну ремонтным рабочим, не раз исполнял подобные обязанности. А в послевоенные годы, когда уже был дорожным, а затем и старшим мастером, непосредственно курировал работу путевых обходчиков. Так что эту

профессию знаю не понаслышке и потому в небольших зарисовках постараюсь показать истинную картину из жизни обходчиков довоенного и военного времени.

1. Сам себя подпалил

В войну спички были на вес золота, а кое-где их совсем не было. Люди добывали огонь, как в каменном веке – высекали кресалом искры. Для этого мужики носили в карманах трут (свернутый из ваты жгут), который вставлялся в металлическую трубочку, кремень и мусат (металлическая толстая пластина).

Трут держали пальцами на камешке, по которому били мусатом. Искры впивались в вату, вата загоралась и от нее прикуривали цыгарки. А поднеся бумагу к труту, можно было раздуть пламя. Дело было зимой. Путевой обходчик Петр Николаевич Ефремов, производя обход рабочего отделения, зашел к нам в будку закурить.

На улице было неудобно добывать огонь.

Высек искры, трут затлел, прикурил «козью ножку», вложил трут в трубочку, положил огнедобывающие принадлежности в карман ватных брюк и, дымя цыгаркой, вышел из будки, пошагал дальше, осматривая рельсы. Прошел больше километра и вдруг почувствовал жжение ноги.

Что за чертовщина! Быстро сунул руку в карман – ватные брюки тлеют – выгорели почти до колен. Обходчик – в снег. Стал засыпать снегом брюки, аж пар пошел. Оказывается, при ходьбе тлеющий жгут выскочил из трубочки и поджег ватные брюки.

Вся бригада хохотала потом до упаду.

2. Заблудился

Пятые сутки бушует метель. Железнодорожная колея под снегом – рельсов почти не видно. Все путевые  бригады и привлеченные на снегоборьбу так называемые бригады второй и третьей очереди (колхозники и работники разных предприятий) брошены на очистку путей от снега.

Им помогает снегоочиститель «Бьерке» – первая простенькая машина, появившаяся на сети дорог в 30-е годы. Но метель тут же заметает колею. Отец в восемь вечера вступает на ночное дежурство по обходу рабочего отделения.

Он подпоясывает шубу ремнем, на котором – сигнальные причиндалы, берет в руки фонарь и деревянную лопату, выходит из будки и исчезает в снежной круговерти. Мать крестится: «Господи, пошли ему благополучие, отведи от него все беды и несчастья».

Спим ночью плохо: беспокойство одолевает нашу семью – как там отец? Снежная буря бьет в лицо, ветер стонет в телеграфных проводах, нагоняя тоску и тревогу. Отец светит фонарем на рельсы, которые пока еще видны после недавнего прохода снегоочистителя.

Удаляется от будки километра на два и чувствует, что с обеих сторон начинается безбрежная, ровная степь, где ветер – полноправный хозяин. Рельсы постепенно скрываются под снегом. Снега почти по колено. Отец хоть и небольшого роста и не отличается особой мощью, но в ходьбе вынослив. Он движется быстро к границе рабочего отделения. Километровых и пикетных знаков не видно.

Счет времени теряется: сколько идет, как принял дежурство, отец не знает, но чувствует, что уже должна быть граница. А ее нет.

В чем дело? Отец останавливается, смотрит по сторонам, но в снежном хаосе разобрать что-либо невозможно. Не видно и телеграфных столбов, не слышно гудения проводов. Внезапно его обжигает страшная мысль: заблудился, ушел в степь от железнодорожного полотна.

Что делать? Куда идти? Становится не по себе: вот так и замерзают люди.

На ум некстати приходит старинная песнь о замерзающем ямщике «Степь да степь кругом…» «Неужели конец? Неужели и меня постигнет та же участь, что и ямщика? – думает он, – заметет тут меня снегом – и поминай, как звали: не найдет никто до самой весны, пока не растает снег.

Э, будь, что будет», – решает он, – и, развернувшись на 180 градусов,  шагает по глубокому снегу в неизвестность. Сколько идет – трудно сказать. Начинает светать. Метель несколько утихает, видимость улучшается. Сквозь поредевший снегопад отец вдруг различает телеграфные столбы.

Слава Богу! От радости у него учащенно колотится сердце, аж дыхание перехватывает. «Вышел! Теперь я жив!» – мысленно восклицает отец и, расчистив лопатой несколько метров пути, находит рельсы, которые он готов целовать от радости. Движется в обратный путь. А мы дома смотрим на часы: десять утра. Отца все нет.

У нас в будке сидит в ожидании отца его сменщик – обходчик Иван Миронович Исаев.

Он, как и мы, волнуется и, тяжело вздыхая, говорит:

– Да, что-то не так…

От этих слов нас одолевает еще большая тревога. Мать плачет и шепчет:

– Или замерз, или погиб под поездом.

Исаев успокаивает ее:

– Ольга, не волнуйся – вернется он, Дмитрий Иванович – выносливый мужик.

11 часов – отца нет. 12 – нет. Мы окончательно теряем надежду на его возвращение. И вдруг дверь  распахивается и в будку вваливается отец. Весь в снегу, еле живой. Он плюхается на стул и начинает рассказывать о своей Одиссее. Мы – на седьмом небе от радости. Мать растапливает печь. Готовит блины…

3.Уснул на ходу

Кто-то может не поверить в эту невероятную историю. Но тем не менее, она случилась с отцом теплой осенней ночью во время обхода. До войны для путевых обходчиков руководством околотка составлялся несуразный график путевых обходов: 12 дневных дежурств и 12 подряд ночных.

Дневные дежурства обходчики переносили более или менее нормально, а ночные – тяжело, потому что днем не каждый мог спать. Да и к тому же много времени приходилось уделять домашним делам, внеурочнойработе на пути на своем участке, приводя колею в исправное состояние.

Вот и приходилось обходчику выходить в ночные обходы уставшим.

…Идет отец по пути. Свет от фонаря скользит по рельсам, под ногами плывет лесенка шпал. Ночь теплая, хотя уже конец октября. Над головой – огромный диск луны. Умиротворяющая степная тишина действует на отца успокаивающе, от чего подступает дремота, и веки глаз медленно смыкаются.

Отец вздрагивает, трясет головой, отгоняя сон, но через несколько шагов дремота снова наваливается на него. Он снова отгоняет ее. Но не надолго… И снится ему сон, будто поднимает он со шпал невесть откуда взявшийся тяжелый камень и пытается бросить его под откос. И мгновенно просыпается. Рука с фонарем поднята над головой.

Еще бы секунда и фонарь полетел в сторону, под насыпь: сзади громыхает поезд. Отец слетает на обочину… Какая-то неведомая сила спасает его от гибели.

4.Не побоялся

Осень. Сухая, теплая погода. Ночное дежурство. Отец заканчивает обход своего отделения, зорко осматривая рельсы, каждый стык, болт, каждую накладку и подкладку. Степной перегон окутан тишиной.

В пожухлой траве слышны стрекотания кузнечиков, а из казачьего хутора, что в километре от пути, доносятся запоздалые звуки гармошки и недопетые девичьи песни и частушки. И вдруг… что это? В полосе отвода недалеко от колеи горит костер.

Кто его разжег? Отец убыстряет шаг, приближается к огню и слышит громкий разговор, звуки гитары, песни. Цыгане!

– Ах, мать вашу, – шепчет он.

Отец по натуре горяч, задирист, службист. Он подходит к цыганам и сходу кричит:

– Вам кто позволил жечь костер возле железной дороги?!

Звуки гитары обрываются, несколько смуглых бородачей сверлят отца пронзительными взглядами черных глаз, спокойно отвечают:

– А что тебе нужно, начальник? Не кричи. Едем издалека, застала ночь, устали, решили передохнуть, повеселиться.

Этот спокойный ответ кочующих еще больше бесит отца. Он подскакивает к костру и ногами разбрасывает в разные стороны горящие головешки. Цыгане ворчат:

– Нехорошо так, начальник, – мы же никакого вреда не сделали.

– Вы загрязняете полосу отвода железной дороги! – распаляется отец, – убирайтесь отсюда немедленно, степь вон какая большая – места вам хватит и для костров, и для веселья! Вон отсюда! Чтобы духу вашего здесь не было!

Цыгане запрягают лошадей, и их кибитки растаивают в ночной степи. Отец выходит на путь и продолжает осмотр. Неоглядно рисковал отец: цыгане могли бы сделать с ним все, что угодно – ночь, степь, вдали от селения, зарезали бы – и ищи потом ветра в поле. К счастью, тогда были другие времена…

Виктор Юдин

Источник: https://gudok.ru/zdr/167/?ID=586099

Путевой обходчик:

Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?

Роман КОРНЕЕВ, 16 сентября 2007

Путевой

Хороший фильм, честно говоря не понимаю чем недовольны критики.

Чувствуется сильно влияние “Не вижу зла”, но образ маньяка получился намного лучше. Монументальнее я бы сказал.

Насчёт последней сцены: тут писали что непонятно зачем надо было Обходчика показывать в таком несколько убогом образе, да ещё рисующего детские рисунки. На одном из рисунков была надпись: Повелитель тоннеля. Это, и финальный образ – явный намёк на Чикатило, показывается каким неприметным и чудаковатым может быть маньяк в обычной жизни.

Что касается героев жертв – то я могу сказать, что таких у нас каждый второй, и таки да, иногда хочется прибить.

Мент особенно хорошо удался, отлично показана его трусость, которая вылезла когда он столкнулся с превосходящей силой, и неспособность защитить, даже имея оружие.

Немного романтизирован образ бандитов, даже несколько неправдоподобно, но когда они чуть не перемочили друг друга за куш, получилось хорошо.

Так что фильм на уровне, не хуже чем “Не вижу зла”, реально держит в напряжении весь фильм

голосуй

Романтика

Мне 25 ей 22. Дело было так. ПЯТНИЦА, вечер, ветер, ПРЕКРАСНАЯ слякотная погода, иногда идет небольшой ПРИЯТНЫЙ моросящий дождь, встреча.

В общем, пошел на это кино с девушкой сказав ей, что это Романтический фильм (недавно познакомился, МИЛАЯ и КРАСИВАЯ, то есть она мне ОЧЕНЬ нравится!!!).

Она сказала, что название как у ужастика (я это ясен пень не прокомментировал) и конечно же спросила «про что там»? Ну, я ей и рассказываю, там значит три грабителя, ограбили банк, их накрыла милиция, они взяли в заложницы трех симпатичных девушек, скрываются в метрополитене и там у них завязываются РОМАНТИЧЕСКИЕ отношения.

Заходим значит в зал, усаживаемся на первый ряд, у меня конечно же САМОЕ центровое место. Говорю, вот увидишь, так намного ЗРЕЛИЩНЕЕ кино воспринимается. Кстати ВПЕРВЫЕ девушка согласилась сеть на первый ряд, до неё никто не соглашался, ну и, в общем у меня с ними ОТНОШЕНИЯ не складывались.

По началу шло, все как я и рассказывал. Ограбление, менты. А когда оказалось, что в заложниках две девушки и мент мужчина, я решил сразу поправиться, дабы ничего не заподозрила сказав, что одна пара нетрадиционной ориентации. И так смотрим дальше.

Вот мы видим, как один грабитель в джинсовой куртке с пистолетом в руке уже ОБНИМАЕТ двух девушек. То есть все идет как надо, вроде как завязываются РОМАНТИЧЕСКИЕ отношения. Хотя уверен она с сразу поняла на что пришла особенно по титрам вначале, видимо я немного перебрал.

И почему-то, где-то на 50-той минуте, после третьего взмаха КРОВАВОЙ кирки по одному из грабителей, она неожиданно, РЕЗКО встает и быстро выходит из зала. УВЛЕКШИСЬ происходящим на экране (до этого уже пару раз напугался) я чувствую, а потом и вижу, что КТО-ТО встает, и выходит из зала.

МОЛНИЕНОСНО осознав, что это МИЛАЯ и КРАСИВАЯ девушка, которая мне ОЧЕНЬ нравится, я немного подумав (что делать??? ладно, если что посмотрю кино завтра или послезавтра) принимаю вроде бы ПРАВИЛЬНОЕ решение пойти за ней, так и не досмотрев хотя бы эту сцену до конца (кажись в это время происходит пятый замах еще более КРОВАВОЙ киркой). Данная сцена короткая, так что можно оценить всю мою оперативность мыслей и принятия решений за это время.

И вот я встаю из кресла с ТЯЖЕЛЫМ сердцем на душе, ГРУСТНОЙ миной на лице и со словами про себя (блин, ну кто так делает, на самом интересном месте) продолжаю ДОЛГИЙ путь к выходу из зала попутно ПЫТАЯСЬ досмотреть, возможно, САМОЕ интересное во всем фильме.

Так как время старта было разное, она уже на лестнице (слышу по стукам каблуков о железные ступеньки, зал на втором этаже) при выходе из зала я пытаюсь найти самый короткий и главное быстрый путь спуститься вниз ну и заодно теперь уж не досмотреть, а дослушать происходящее в зале. НИЧЕГО не слышу, вывод все интересное закончилось, ЭХ.

Оценив ситуацию, вижу, что путь тока один, и опять принимаю МОЛНИЕНОСНОЕ решение устремиться к лестнице. Я конечно же потерял ДОЛИ секунды пока искал короткий путь и кричал «Ты куда???», в результате чего дистанция между нами увеличилась. Вы наверное скажете надо было прыгать с балкона второго этажа.

У меня была такая мысль, тем более это не высоко, но дело в том, что охранники на первом меня бы сразу приняли, и тогда точно девушку не догнать. К тому же у меня в гипсе правое запястье по локоть, катал DOWNHILL в Пятигорске, но это другая не менее ИНТЕРЕСНАЯ история. Так что я думаю, лучше 7 раз подумать, и один раз подействовать.

И вот я НЕ СПЕША, спускаюсь по лестнице, дабы не упасть и не сломать вторую руку, а когда выхожу на ровную плитку, я быстро ИДУ к выходу (может, все это время надо было бежать, кто уж теперь знает), первые двери открываются автоматически (это хорошо). Другая только вручную, причем она тяжелая, и далась мне с не малыми силами, ведь рука одна повреждена.

Как с ней справилась МИЛАЯ и КРАСИВАЯ девушка, которая мне ОЧЕНЬ нравится, не понимаю.

И вот догнав её только на улице, я в ПОЛНОМ недоумении спрашиваю «Что случилось???». И далее следует стандартный НАБОР СРЕДСТВ показывающих обиду: быстрая походка под названием «я вас не знаю», молчание, не обращение внимание и прочее игнорирование. Ну диалог иногда все таки был:

– Что я сделал не так???

– Я с тобой больше в кино не пойду.

– А как же Обитель зла-3??

– Молчание

– Зачем вот так выходить из зала, кино вроде интересное???

– Иди смотри.

– Ну да, понимаю, жестокий фильм.

– Иди смотри.

– Так я же хотел чт…

– Иди смотри, еще успеешь.

– Без тебя не хочу смотреть.

– А я не хочу с тобой.

– Ладно, провожу тебя до дома.

– Не надо, я дойду сама. Ну и т.д.

Я все таки её проводил, настроение ИСПОРЧЕНО, да и кино по частям смотреть не интересно, и шли до дома почти молча.

Итог, кино ПЛОХОЕ, НЕ ИНТЕРЕСНОЕ. Из-за него со мной поссорилась МИЛАЯ и КРАСИВАЯ девушка, которая мне ОЧЕНЬ нравится, а скорее всего мы расстались. Так вот это кино того не стоит. БЛИН. Вот говорят с девушкой на ужасы, РОМАНТИЧНО, она от страха будет к тебе прижиматься и т.д. ХРЕН, вот результат, фиг поймешь эту ЧЕРТОВУЮ романтику.

Девушки сами не знают, чего хотят. ЙОПРСТ. Ну хорошо, я допустил ошибку, ПРИЗНАЮ, откуда ж я знал. КАЖДЫЙ может ошибиться, ёлки. Вот если бы меня девушка повела в кино, я бы так НИКОГДА не поступил, досмотрел бы до конца, будь хоть Санта Барбара или Дом-2, потом сказал бы ПОЛНАЯ хрень, и на неё не обижался. Ведь ЛОГИЧНО же, причем тут девушка.

ПРИШЛОСЬ второй раз идти на фильм в выходной с УТРА, ясен пень немного проспал, ну думаю ладно, половину же я видел, ХЭХ. Бриться не стал, свиданиям наверное конец. В ОБЩЕМ второй раз не так эффектно смотрелось. Обычный ужастик, скольких тысячи. Разве что ОЧЕНЬ понравились сцены камеры под разными ракурсами, особенно снизу. Единственное что смотрится ЭФФЕКТНО.

Вместо того чтобы работать, НДС на носу, я с утра сидел, внимание ОПИСЫВАЛ, а не сочинял, свое мнение о фильме. Придется сегодня до 21:00 сидеть на работе. Иначе уволят.

Быть может девушка прочитает это когда-нибудь, поймет и простит меня. Ведь я совсем не плохой, а очень даже хороший.

голосуй

Ваш e-mail не публикуется и используется исключительно для идентификации незарегистрированных пользователей.

Отделяйте абзацы одним переносом строки. Перед цитируемым абзацем поставьте знак >, для обращения к кому-нибудь напишите с новой строки to: Имярек.

Источник: http://www.Kinokadr.ru/articles/2007/09/16/obhod.shtml?list

Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?

Кто такие путевые обходчики и почему их теперь нигде не видно?
Путевой обходчик на перегоне с гаечным ключом и жёлтым свёрнутым флажком. Постановочное фото сделанное в наши дни. Зміцер Пахоменка Витебск

…Днём и ночью, в холод и в жару, в проливной дождь и в засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается в обход пути человек в рыжем жилете и в форменной фуражке.

На плечо он кладёт длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, – подобьёт парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык – затянет гайку ключом.

Сколько таким вот образом было выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!

В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный красный флаг (ночью красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладёт три петарды, чтобы дать машинисту сигнал об остановке поезда.

Если же всё хорошо, обходчик встречал приближающийся поезд, вытянув руку с жёлтым свёрнутым флажком. Почему именно свернутым, возможно спросите вы, а не развернутым? Развёрнутый жёлтый флаг это сигнал к уменьшению скорости.

А вот если флажок свернул путевой обходчик, значит он сделал это сознательно и отдает себе в этом отчет, подавая тем самым сигнал – путь свободен, можешь себе поезд бежать дальше.

Стиль жизни путевых обходчиков был почти крестьянским. Он обеспечивался жильём в самой глуши на перегоне, а также материалом для его ремонта и покраски.

И до сир пор, глядя в окно поезда, прямо посреди леса на перегоне пассажиры видят эти одиноко стоящие отрешённые домики. Зачастую полностью заброшенные, покосившиеся, с облупившейся краской и пустыми оконными глазницами.

При этом невзначай, глубоко погрузивший под стук колес в свои мысли, иногда задаются вопросом – откуда они здесь взялись и почему теперь пустуют?

Заброшенный типовой сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Бологое-Полоцкое-Куженкино, 2016г. Денис Доронин

Дальняя сторожка на краю пути

Это и есть те самые сторожевые дома (дома путевых обходчиков) в которых когда-то жили путевые обходчики. Деревянные типовые путейские дома на Бологое-Полоцкой линии, разбросанные на перегонах, мало чем напоминали крестьянские избы прошлых столетий.

Они были в основном квартирного типа, без русской печки, горницы и резных наличников. Хотя архитектура при этом выглядела очень самобытно и красиво. Резной узор из досок вдоль всего здания, изящный фронтон под кровлей, вытянутые оконные рамы в проёмах.

Вместо русской печи в них имелась простая каменная печь.

Один из таких домов путевого обходчика неплохо сохранился до настоящего времени на 71 км дистанции пути в силу своей труднодоступности, в районе бывшей станции Горовастица.

Дом путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги с табличкой под кровлей, указывающей километр дистанции пути. Справа у дома дико разросшаяся яблонька. Перегон Осташков-Фирово. Сергей СмирновТиповой узор на деревянных строениях Бологое-Полоцкой линии.

Алексей АлексеевЧертеж типового сторожевого дома из альбома типовых и исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой ж.д., 1902-1906гг.
Как правило хозяйство путевого обходчика было снабжено штакетником, скамьями, колодцем, небольшим огородом, погребом, яблоневым садиком аккуратно высаженным перед домом, а иногда даже коровником и ледником.

Обходчики непременно имели домашний скот и птицу. Благо, травы коси сколько хочешь по откосам вдоль пути.

Обжитой дом и хозяйство путевого обходчика в старые времена.

Фото из открытых источников в сети

Обогревались жилые путевые здания далеко не всегда хорошо – тепла печи порой не хватало, и поэтому стены и углы в таком доме иногда бывали сырыми от конденсата.

Провизию к самым глухим сторожкам подвозили на путейской дрезине или останавливался поезд с вагоном-лавкой. Закупали семьи обходчиков продукты мешками, потому что никакого магазина поблизости не было. За каждой мелочью приходилось далеко добираться.

Заготавливали сено, растили картошку, пололи грядки. Воду брали из колодцев – чистейшую (колодцы им копала при постройке железная дорога). На Бологое-Полоцкой согласно данным из Пояснительной записки к отчету о постройке линии значатся ни много ни мало 367 сооруженных колодцев на линии!

В каждом жилом путейском здании стоял служебный телефон, и оно имело номер по тому или иному километру (версте), на котором стояло.

Служебный телефон в одном из линейно-путевых зданий на Бологое-Полоцкой линии. Алексей Алексеев

Внимательные читатели и подписчики нашего канала “Заповедная магистраль” могли подметить, что логотипом канала служит типичная для прошлых времён картина, на которой путевой обходчик с жёлтым свёрнутым флажком у своей сторожки встречает паровоз серии Л с грузовым поездом.

Эта картинка использовалось для оформления подарочной видеокассеты формата VHS в пластиковом футляре с фильмом Алексея Вульфова “Бологое-Полоцкая”, 1997г.

Надо сказать, что во времена обходчиков путь представлял собой образец аккуратности и порядка.

Словно не путейцы, а парикмахеры какие-то его содержали. Всё ухожено, откосы выкошены, полотно выровнено “на пробор”. Каждый пикетный столбик покрашен, понизу оконтурен по кругу, выложена звездочка из кирпича, цифры разборчиво прорисованы свежей краской.

Сигнальные знаки – яркие, нарядные – чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев.

Так выглядел путь на Бологое-Полоцкой линии во времена путевых обходчиков. Алексей Алексеев”Сигнальные знаки – яркие, нарядные – чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев”. Станция Селижарово, Тверская обл.

Алексей Алексеев

Тем не менее после ухода с горизонта перегонов казавшегося вечным силуэта путевого обходчика с гаечным ключом и молотком состояние пути, а лучше сказать – его содержание, конечно, не улучшилось.

Смотрите и оценивайте всё сами на фото ниже.

Пример того как сегодня выглядит путь на Бологое-Полоцкой линии, 85 км дистанции пути, 2014г. Алексей Вульфов

Куда же исчезли путевые обходчики?

Времена менялись. Однажды на путевых обходчиков ополчился весьма прогрессивный по результатам своей деятельности министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев (на посту министра был в 1948-1977 годах):

“Как ни поеду с объездом, всё они в стороне от пути со своими флажками стоят и ничего не делают”. Путевой обходчик на линии встречает товарный поезд с жёлтым свёрнутым флажком

Опытные командиры-путейцы тех лет (конец 1950-х годов), суровые профессионалы с огромным военным опытом строительства и восстановления путей, пытались урезонить министра, доказывая ему обратное и нужность этой профессии.

Но министр был неумолим: к концу 1960-х годов профессия путевого обходчика, имевшая столь же почтенный возраст, как и ж.д. транспорт, полностью прекратила своё существование и была заменена профессией монтера пути. Прав ли был министр?

Было-стало. Сторожевой дом на 210 км дистанции пути Бологое-Полоцкой линии, перегон Андреаполь-Торопец. Олег Алексеев

Стоит сказать, что профессия путевого обходчика отжила своё уже к тому времени вместе с балластным песком, деревянными шпалами и костылями.

Её вытеснил неумолимо идущий вперёд, в том числе и на железной дороге, научно-технический прогресс.

Внедрение технологии укладки бесстыкового пути, различных современных путевых машин, замена песчаного балласта щебнем, а деревянных шпал железобетонными сделали ненужной эту профессию на транспорте.

Точно также как профессии главного и хвостового кондуктора, кочегара на локомотиве, шлакоуборщика, круговоротчика на паровозном кругу, стрелочника на путях с централизованными стрелочными переводами или водолива. Выходит, недаром министр, вовремя предугадавший это, ополчился на путевых обходчиков…

Брошенный сторожевой дом на участке Осташков-Бологое на Бологое-Полоцкой линии, 1984г. Фото из Фотогалереи паровоза ИС

В начале ХХI века на сети российских железных дорог осталось не более 25% служебного жилого фонда, построенного до революции.

Огромное количество казарм и будок путевых обходчиков после того, как их обитатели покинули родные места или просто умерли, было растаскано на доски, кирпич и металл с кровли.

Железная дорога потеряла очень, очень многое из своего исконного исторического облика.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал “Заповедная магистраль”, чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

При подготовке статьи были использованы материалы из книги А.Б. Вульфова “Повседневная жизнь российских железных дорог”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/zapovednayadoroga/kto-takie-putevye-obhodchiki-i-pochemu-ih-teper-nigde-ne-vidno-5c8f2502aedd2500b361fdbf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.