Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй

Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй

Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй

Переходим к анализу кульминационного эпизода главы — сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки должен прозвучать в классе. Хорошо, если заранее подготовленные ученики прочитают его в лицах. Эта в высшей степени комическая сцена.

На основе диалога Коробочки и Чичикова можно сделать заключение, что именно в этой сцене характер помещицы раскрывается с наибольшей полнотой, обнаруживая не только ее мелочную бережливость, деловитость, но и тупость, жадность, крепостнические убеждения.

Коробочка с одинаковой практичностью торгует продуктами своего имения и крестьянами, рассматривая их как обычный товар, подобно меду, салу, птичьим перьям и больше всего боясь при этом продешевить: «Живых-то я уступила…», и т. д.

Комментируя этот эпизод, обратим попутно внимание нак характерный прием гоголевского стиля — мотив автомата, подчеркивающий духовное убожество помещицы, ее неспособность к самостоятельному мышлению: «Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала»; «Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые»; «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников», и т. д. Чрезвычайно важный момент в работе над образом Коробочки — вопрос о типичности ее характера. Гоголь отнюдь не хотел представить образ Коробочки как типичное явление сугубо провинциальной жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют сравнения Коробочки с «иным и почтенным, и государственным человеком», который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь», а также с дамой-аристократкой из великосветской петербургской гостиной. Каждое из этих сравнений устремлено к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества и оттеняет масштабность гоголевского обобщения.

Купля продажа мертвых душ

1.2. Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных.

В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка.

У неё «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».

Важно, чтобы, говоря о типичности Ноздрева: его характер — прямое порождение крепостнического уклада, ибо именно владение крепостными, безответными и бесправными, развило в нем привычку к насилию и произволу. Раскрывая понятие «ноздревщина», укажем также, что, порожденная крепостническим укладом, она живуча и многолика.

«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»,- предупреждал еще сам Гоголь.

Потому-то всякий раз, когда внешняя общительность и дружелюбие скрывают агрессивность, цинизм, самоуверенность, полнейшее равнодушие ко всему, кроме собственных эгоистических интересов, можно говорить о ноздревщине.

Анализ сцены купли-продажи «мертвых душ»

Переходим к анализу кульминационного эпизода главы — сцены купли-продажи «мертвых душ». Диалог Чичикова и Коробочки должен прозвучать в классе. Хорошо, если заранее подготовленные ученики прочитают его в лицах. Эта в высшей степени комическая сцена.

На основе диалога Коробочки и Чичикова можно сделать заключение, что именно в этой сцене характер помещицы раскрывается с наибольшей полнотой, обнаруживая не только ее мелочную бережливость, деловитость, но и тупость, жадность, крепостнические убеждения.

Коробочка с одинаковой практичностью торгует продуктами своего имения и крестьянами, рассматривая их как обычный товар, подобно меду, салу, птичьим перьям и больше всего боясь при этом продешевить: «Живых-то я уступила. », и т. д.

:  Доплата ветерану труда в махачале

Комментируя этот эпизод, обратим попутно внимание нак характерный прием гоголевского стиля — мотив автомата, подчеркивающий духовное убожество помещицы, ее неспособность к самостоятельному мышлению: «Право, не знаю, ведь я мертвых никогда еще не продавала»; «Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые»; «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников», и т. д. Чрезвычайно важный момент в работе над образом Коробочки — вопрос о типичности ее характера. Гоголь отнюдь не хотел представить образ Коробочки как типичное явление сугубо провинциальной жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют сравнения Коробочки с «иным и почтенным, и государственным человеком», который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь», а также с дамой-аристократкой из великосветской петербургской гостиной. Каждое из этих сравнений устремлено к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества и оттеняет масштабность гоголевского обобщения.

Купля продажа мёртвых душ манилова

Н. В. Гоголь работал над одним из основных трудов своей жизни, поэмой «Мертвые души», поначалу без особого увлечения. Возможно, просто не сразу захватила она его. Возможно, потому, что сюжет был найден не самим писателем, а Пушкиным.

Откуда же вьюга во время грозы? В преисподней возможно все, а третий круг ада у Данте вообще был кругом дождя. Жилище Коробочки напоминает пещеру Колдуньи: зеркала, колода карт, картины с птицами. Предметы эти трудно рассмотреть, т. к. в помещении полумрак, а глаза у Чичикова слипаются.

В сцене купли-продажи Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые » в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся » . Таким образом, сокровенная мысль Гоголя начинает приобретать более отчетливые контуры.

Идея воскресения заложена и в имени Коробочки — Анастасия — » воскресшая «.

Сцена продажи «мертвых душ» у Плюшкина

Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор.

С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму.

Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души (хозяина), …почёл долгом принести лично дань уважения». Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком.

Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным (это и конкретнее, и ближе к делу) и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, …почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение».

Про ревизские души вы имеете в виду, что ревизскими душами считались только мужчины? Но в данной статье этот нюанс не обсуждается, чтобы не перегружать статью не самыми важными деталями. Тут мы обсуждаем технологию покупки мертвых душ в целом.

:  Справка о смене фамилии госуслуги

«Ревизская сказка» — это перепись крепостных крестьян, которая проводилась по всей России. Такие ревизии проводились нечасто — раз в несколько лет. Поэтому, когда крестьяне умирали, они еще несколько лет числились на бумаге. Все это приносило убытки помещикам, платившим налоги за уже несуществующих работников.

Продажа «мертвых душ»

В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться.

Гоголь использует интересную метафору: «радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…» Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет.

Он может только на миг испытать что-то, в данном случае — радость от выгодной сделки.

Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением.

Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: «Приказные такие бессовестные! Прежде, бывало, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие!» А сам помещик жаден до последней крайности.

Совершение сделки купли продажи мертвых душ манилов

Сцена купли-продажи «мертвых душ», которую я буду анализировать, в главах о каждом из помещиков занимает центральное место.

До нее читатель уже может вместе с Чичиковым составить определенное представление о том помещике, с которым ведет беседу мошенник. Именно на основе этого впечатления Чичиков и строит разговор о «мертвых душах».

А потому успех его целиком зависит о того, насколько верно и полно ему, а значит, и читателям, удалось понять этот человеческий тип с его индивидуальными особенностями.

Писатель намеренно делает нечеткими границы между живым и мертвым, и эта антитеза обретает метафорический смысл. Предприятие Чичикова предстает перед нами как некий крестовый поход. Он как бы собирает по разным кругам ада тени покойников с целью вывести их к настоящей, живой жизни. Манилов интересуется, с землей ли хочет купить души Чичиков.

«Нет, на вывод», — отвечает Чичиков. Можно предположить, что Гоголь здесь имеет в виду вывод из ада. Помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром.

Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщина» — типичное явление. Манилова окончательно успокаивает пафосная тирада Чичикова о его преклонении перед законом: «закон — я немею пред законом».

Этих слов оказалось достаточно, что бы так ни в чем и не разобравшийся Манилов подарил крестьян.

Но в продолжение того, как он сидел в жестких своих креслах, тревожимый мыслями и бессонницей, угощая усердно Ноздрева и всю родню его, и перед ним теплилась сальная свечка, которой светильня давно уже накрылась нагоревшею черною шапкою, ежеминутно грозя погаснуть, и глядела ему в окна слепая, темная ночь, готовая посинеть от приближавшегося рассвета, и пересвистывались вдали отдаленные петухи, и в совершенно заснувшем городе, может быть, плелась где-нибудь фризовая шинель, горемыка неизвестно какого класса и чина, знающая одну только (увы!) слишком протертую русским забубенным народом дорогу, — в это время на другом конце города происходило событие, которое готовилось увеличить неприятность положения нашего героя. Именно, в отдаленных улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж, наводивший недоумение насчет своего названия. Он не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса. Щеки этого арбуза, то есть дверцы, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое-как связанных веревками. Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста. Пирог-курник и пирог-рассольник выглядывали даже наверх. Запятки были заняты лицом лакейского происхожденья, в куртке из домашней пеструшки, с небритой бородою, подернутою легкой проседью, — лицо, известное под именем «малого». Шум и визг от железных скобок и ржавых винтов разбудили на другом конце города булочника, который, подняв свою алебарду, закричал спросонья что стало мочи: «Кто идет?» — но, увидев, что никто не шел, а слышалось только издали дребезжанье, поймал у себя на воротнике какого-то зверя и, подошед к фонарю, казнил его тут же у себя на ногте. После чего, отставивши алебарду, опять заснул по уставам своего рыцарства. Лошади то и дело падали на передние коленки, потому что не были подкованы, и притом, как видно, покойная городская мостовая была им мало знакома. Колымага, сделавши несколько поворотов из улицы в улицу, наконец поворотила в темный переулок мимо небольшой приходской церкви Николы на Недотычках и остановилась пред воротами дома протопопши. Из брички вылезла девка, с платком на голове, в телогрейке, и хватила обоими кулаками в ворота так сильно, хоть бы и мужчине (малый в куртке из пеструшки был уже потом стащен за ноги, ибо спал мертвецки). Собаки залаяли, и ворота, разинувшись наконец, проглотили, хотя с большим трудом, это неуклюжее дорожное произведение. Экипаж въехал в тесный двор, заваленный дровами, курятниками и всякими клетухами; из экипажа вылезла барыня: эта барыня была помещица, коллежская секретарша Коробочка. Старушка вскоре после отъезда нашего героя в такое пришла беспокойство насчет могущего произойти со стороны его обмана, что, не поспавши три ночи сряду, решилась ехать в город, несмотря на то что лошади не были подкованы, и там узнать наверно, почем ходят мертвые души и уж не промахнулась ли она, боже сохрани, продав их, может быть, втридешева. Какое произвело следствие это прибытие, читатель может узнать из одного разговора, который произошел между одними двумя дамами. Разговор сей. но пусть лучше сей разговор будет в следующей главе.

Глава 4: Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами, свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

Источник: https://lawcapital.ru/preddogovornye-dokumenty/kuplya-prodazha-mertvyh-dush-s-korobochkorj

Чичиков и Коробочка: встреча и разговор о покупке мёртвых душ, описание обеда у помещицы

Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй

В третьей главе поэмы «Мёртвые души» рассказывается, как встретились Чичиков и Коробочка. Когда герой побывал у Манилова и совершил довольно выгодную сделку, он решил поехать к Собакевичу, но в темноте сбился с дороги. Так он оказался у дома пожилой женщины, с которой начал вести беседу о покупке необычного товара. Настасья Петровна — второй по счёту продавец неживых крестьян.

Встреча и знакомство героев

Чичиков и Селифан окончательно заблудились, когда ехали к Собакевичу. Помещик послал слугу посмотреть, нет ли поблизости ворот. Искать двор пришлось бы долго, если бы не обычай русских людей держать цепных собак.

Своим лаем псы известили хозяев, что пожаловали гости. В одном из окон зажёгся свет, и луч упал на землю, освещая путь. Селифан начал тарабанить в ворота, и вскоре открылась калитка.

Недовольный женский голос спросил, кто стучит и что им нужно.

Чичиков объяснил, что они сбились с дороги, и попросился переночевать. Старуха проворчала, что у них «не постоялый двор, помещица живёт». Тогда Павел Иванович ответил, что он дворянин. После этого старуха призадумалась и пообещала доложить барыне. Спустя 2 минуты она появилась и отворила ворота, а в другом окне мелькнул огонёк.

Чичиков очень хотел спать, его глаза слипались, будто их кто-то «вымазал мёдом». Всё же помещик окинул комнату беглым взглядом и успел заметить детали обстановки:

  • старые обои в полоску;
  • картины с изображениями птиц;
  • маленькие зеркала;
  • торчащие отовсюду письма, чулки, карточные колоды;
  • остановившиеся настенные часы.

Настасья Петровна уважительно отнеслась к гостю. Она смущённо объяснила, что в такую пору не получится приготовить ужин. Чичиков стал расспрашивать хозяйку, не знает ли она Собакевича или хотя бы Манилова. Коробочка ответила отрицательно и назвала фамилии тех помещиков, какие есть:

  • Плешаков;
  • Канапатьев;
  • Трепакин;
  • Свиньин;
  • Бобров;
  • Харпакин.

Из дальнейшего разговора Павел Иванович узнал, что душ у местных господ немного, по 20−30, а до ближайшего города около 60 вёрст. Барыня предложила остям чай, но Чичиков отказался, сославшись на усталость. Всё, что ему было нужно, — мягкая постель. Девка Фетинья положила на диван перину, накрыла её простынёй и принесла подушки.

Помещица удивилась, что одежда Чичикова в грязи, «как у борова». Но в такую погоду было немудрено запачкаться, и хорошо ещё, что бока остались целы.

Хозяйка приказала девке высушить кафтан и исподнее гостя, а напоследок спросила, не желает ли он ещё чего-нибудь, например, чтобы ему почесали пятки перед сном. Чичиков отказался от любезного предложения и уснул.

Наутро его разбудили полчища мух, которые лезли в рот, нос и глаза.

Новые черты Павла Ивановича

Во время визита к Коробочке Чичиков показан не таким, как в сцене с участием Манилова. Анализ текста позволяет увидеть, что с Настасьей Петровной покупатель мёртвых душ ведёт себя более непринуждённо, позволяя себе поучать хозяйку.

Коробочка не возражает против такой манеры общения. Этим Гоголь показывает, что отношения людей во многом зависят от того, сколько у кого «душ».

Если у помещика их 200 или 300, с ним общаются более церемонно, чем с тем, кто владеет несколькими десятками крестьян.

Отношение Чичикова к Коробочке определилось тем, что у неё было около 80 душ. Про себя он тоже не выбирал выражений. Видя, что женщина никак не возьмёт в толк, чего от неё хотят, покупатель мысленно называл Коробочку такими словами:

  • «крепколобая»;
  • «дубинноголовая»;
  • «прокля́тая старуха».

Покупка мёртвых душ

Диалог о купле-продаже длится долго, и, наконец, гость, не задумываясь над своими словами, говорит, что хотел было покупать у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление.

Чичиков и сам не понял, почему это сказал, но Настасья Петровна сразу переменилась. До этого она боялась, что продажа душ может обернуться убытками или другими неприятностями.

Ей даже пришло в голову, что для продажи нужно будет «откапывать из земли» умерших людей.

Наконец, беседа начинает принимать выгодный оборот для обоих. Чичиков предлагает Коробочке целых 15 рублей, и она понимает, что сделка должна быть выгодной, однако всё ещё опасается надувательства со стороны гостя.

Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем.

Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.

К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать.

Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков. Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать.

На столе стояла разнообразная снедь:

  • лепёшки;
  • блины;
  • пряглы;
  • «шанишки»;
  • скородумки;
  • пирожки;
  • грибки.

Лепёшки были с разными припёками: с луком, творогом, маком, сняточками. Были на столе и другие кушанья, но Чичиков ограничился пирогом и блинами.

После обеда он поспешил уехать, хотя старуха уговаривала его не спешить и всё напоминала, чтобы гость не забыл про подряды.

Чтобы визитёры не заблудились, помещица отправила с ними девочку, да попросила не завозить её, потому что однажды такое уже случилось.

Так закончилось посещение Коробочки. Когда бричка доехала до столбовой дороги, девочка, которую звали Пелагеей, показала, куда двигаться дальше, и Селиван отпустил её домой. За работу Чичиков дал провожатой медный грош.

Анализ последовательности «помещичьих» глав

Чичиков встречался с помещиками в определённом порядке. Первым, кого он посетил, был Манилов. Затем Павел Иванович случайно попал к Коробочке.

После этого состоялись встречи с Ноздрёвым, Собакевичем и Плюшкиным. Такова верная последовательность всех, у кого гостил Чичиков. Исследователи творчества Гоголя считают, что порядок выбран намеренно.

Писатель хотел показать, что каждый помещик был «мертвее» предыдущего.

Есть и те, кто придерживается другой точки зрения. Некоторые литературоведы полагают, что Плюшкин замыкает череду продавцов мёртвых душ, так как в его характере ещё сохранилась живость. Гоголь хотел подчеркнуть инаковость этого персонажа, причём это можно понять и по описанию встречи. Автор надеялся на «спасение» героя, а заодно и на возрождение Руси.

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/mertvye-dushi/analiz-vstrechi-i-razgovora-korobochki-i-chichikova.html

Образ Коробочки в поэме

Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй
страницаМертвые Души

Коробочка. Художник П. Боклевский

Помещица Коробочка является одним из самых ярких персонажей поэмы “Мертвые души”.

Встреча Чичикова с Коробочкой происходит случайно, когда главный герой едет от Манилова к Собакевичу, но сбивается с пути. В конце концов Чичиков просится на ночлег к Коробочке и таким образом знакомится с героиней.

Впервые помещица Коробочка упоминается в 3-ей главе “Мертвых душ”.

Ниже представлен цитатный образ Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание характера, личности и внешности героини.

Смотрите:

– Все материалы о Коробочке
– Все материалы по поэме “Мертвые души” 

Коробочка. Художник П. Боклевский

Настасья Петровна Коробочка является единственной женщиной среди пятерых помещиков, которых посещает Чичиков. Коробочка – старая помещица, вдова коллежского секретаря:“… Коробочка, коллежская секретарша… Настасья Петровна…”Одинокая вдова Коробочка живет в своей усадьбе и полностью посвящает себя хозяйству. О семье Коробочки известно, что у помещицы есть сестра, которая живет в Москве. Есть ли у героини дети – неизвестно. О внешности помещицы Коробочки известно следующее:“… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…”  “…Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано…”Настасья Петровна Коробочка является мелкой помещицей. В ее усадьбе числится 80 душ крепостных крестьян. Для сравнения, Плюшкин владеет около 1000 душ:
“…Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, – сказала хозяйка…”Деловитая и энергичная Коробочка держит свое хозяйство под полным контролем. Крестьянские дома в ее деревне выглядят крепкими, а крепостные мужики – “дюжими”, сильными:
“… У вас, матушка, хорошая деревенька… мужички на вид дюжие, избенки крепкие…”Помещица Коробочка является небедной женщиной, однако она любит прибедняться и жаловать на жизнь:
“…да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже храни…”“…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…”Настасья Петровна Коробочка торгует самыми разными продуктами, которые производят ее крепостные: медом, салом, перьями, пенькой и т.д.  Коробочка старается как можно выгодней продать свои товары и все время боится продешевить:
“…Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил…” Когда Чичиков покупает у Коробочки “мертвые души”, женщина тоже боится продешевить. Ее пугает не сам факт продажи “мертвых душ”, а низкая цена за душу:“… мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам…”

Коробочка. Художник П. Боклевский

Помещица Коробочка верит в Бога, но одновременно верит и в черта. Иногда старушка также гадает в карты :
“…Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих…” (Коробочка описывает черта)Настасья Петровна Коробочка является бойкой женщиной, которая умеет постоять за себя. Она обращается в суд, когда возникают какие-то проблемы:
“…Хоть бы мне листок подарил! а у меня такой недостаток; случится в суд просьбу подать, а и не на чем…” Это был цитатный образ помещицы Коробочки в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание характера и личности героини в цитатах.

Смотрите:

Все материалы о Коробочке
Все материалы по поэме “Мертвые души”  “,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://4.bp.blogspot.com/-jHlTvRJy5_g/VYQTlJJiQZI/AAAAAAAAHEU/WoEL6n8knic/w1200-h630-p-k-no-nu/Korobochka-Hudozhnik-P-Boklevskij.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.literaturus.ru/2015/06/obraz-korobochka-pomeshhica-mertvye-dushi-gogol.html”,”domain”:”www.literaturus.ru”,”excerpt”:”образ коробочки, образ коробочки мертвые души, коробочка мертвые души описание, коробочка описание цитаты”,”word_count”:530,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/obraz-korobochka-pomeshhica-mertvye-dushi-gogol.html

Реакция помещиков на предложение Чичикова о покупке мертвых душ

Купля Продажа Мертвых Душ С Коробочкорй

В произведении Гоголя тонко переплетаются взаимосвязь особенностей характера каждого из помещиков с их отношением к желанию Чичикова выкупить документы на умерших крестьян.

Цель такого предложения не раскрывается автором сразу — герои по-своему трактуют мотивацию гостя.

Герои сталкиваются с чувствами недоверия и интереса, но никто не может распознать аферу за невинным предложением бывшего чиновника.

После приезда в губернский город махинатор Чичиков сразу пытается узнать обстоятельную информацию о чиновниках и помещиках, не пропуская даже второстепенные подробности.

Ведь для получения выгоды и совершения аферы к каждому человеку нужен индивидуальный подход. По мере знакомства Чичикова с главами деревень, ярко выделяется их отношение к невыгодной, на первый взгляд, сделке.

За приобретением мертвых душ герой обращается к следующим помещикам:

  • Манилов;
  • Коробочка;
  • Ноздрев;
  • Собакевич;
  • Плюшкин.

В работе Левинова «Так и не понятый Чичиков» отлично разобраны самобытность и нравственная природа поступков ключевых ролей. Для глубокого понимания реакции помещиков следует рассмотреть отдельно взятых героев.

Покупка душ у Манилова

Помещик Манилов обладает нелестными характеристиками — ленивый, безалаберный, безответственный, мечтатель, пустослов и сентиментальный бездельник.

Приятные черты лица создают обманчивое первое впечатление, которое впоследствии перерастает в раздражение и разочарование.

Герой не из тех, кто способен раскрыть замысел Чичикова, тем более додуматься до его скрытой мотивации.

Когда Чичиков предлагает выкупить недействительные бумаги, которые не несут ценности, Манилов лишь замирает, широко открывает рот и роняет трубку. Автор повествует, что первые мысли у помещика были связаны с невменяемостью или чувством юмора собеседника. Но Манилов, спустя несколько мгновений, выдыхает струйку табачного дыма, задержанного в легких, по причине неожиданного предложения.

Среди других помещиков — это единственный герой, который спросил о легитимности такой сделки. Автор не выделяет отношение Манилова к предложению Чичикова как резко негативное или позитивное. Чтобы казаться умным и щедрым, помещик соглашается бесплатно отдать документы на мертвые души.

Гоголь описывает помещика, как человека недалекого ума. При всем этом, реакция Манилова на предложение Чичикова оказывается самой спокойной и беспристрастной.

Из-за своей жажды наживы приезжий гость формирует отношения только на основе деловой выгоды. Во время расставания герои долго жмут друг другу руки и чуть ли не плачут.

Такое описание говорит о гордыне Манилова, который подпитал эго добрым поступком и лицемерии Чичикова.

Коробочка и предложение

Среди помещиков была женщина, которая управляла деревней в далекой глуши. Пока Чичиков добирался, произошла поломка в повозке, и герой забрел к Настасье Коробочке — заботливой и твердолобой помещице.

Пожилая женщина очень гостеприимна, оказывает всяческие почести гостю, угощает и обхаживает.

По мере диалога между Коробочкой и Чичиковым выясняется, что помещица опрятна, содержит дом в достатке, да и крестьяне в ее деревне живут хорошо.

Чичиков долго пытался объяснить старой помещице, что мертвые души можно продать, но та не может сообразить, каким образом это происходит, поэтому у главного героя такая твердолобость вызывает раздражение и озлобленность. Коробочка не поражена сомнительным предложением, сначала даже отказывается от оформления сделки, чтобы съездить в город и разузнать, сколько берут денег в таких соглашениях.

Помещица, несмотря на всю свою ограниченность — за что ее и прозвали «коробочка», долго раздумывала о сделке. Для Чичикова разговор со старушкой оказался не из легких.

При всем желании мотивировать женщину на продажу ценных бумаг, долгий диалог между героями постоянно заходил в тупик. Отношение Коробочки к предложению Чичикова меняется.

Она задумывается, не могла ли мало взять с продажи мертвых душ.

Диалог между героями представляет собой великолепный юмористический эпизод, где помещица боится продать за бесценок документы на покойных — вдруг они понадобятся в деревне, а беспокойный и раздраженный аферист терпит медлительность и занудство, ожидая исполнения своей цели.

Ноздрев и его реакция

Мужчина был полностью погружен в гулянки и азартные игры, а основным хобби являлась дикая охота. Его возлюбленная давно почила, а двое детей жили, практически не общаясь с отцом. Собаки для Ноздрева были более ценными и важными, чем родные дети.

Степень его азартности ко всему была безграничной, поэтому при себе ценные вещи никогда не залеживались. Помещик некоторое время набивался в друзья своему гостю, хотя Чичиков и Ноздрев были довольно разноплановыми людьми.

После спокойных Манилова и Коробочки помещик-задирала переворачивает все с ног на голову.

Все попытки обговорить сделку о покупке душ были безуспешны. Ноздрев — человек с ветром в голове — переводил серьезный разговор в нелепые попытки перепродать всякий ненужный хлам.

После Коробочки у Чичикова и так сдавали нервы, поэтому в ходе пустых просьб диалог перешел в более грубую форму, почти дойдя до драки. Отношение Ноздрева к предложению Чичикова можно определить как незаинтересованное и скучное.

Все дела подобного рода в принципе не заботили помещика, который кутил днями напролет и проигрывал имущество.

Скупщик практически сбежал от Ноздрева — вздорной и агрессивной персоны. Впоследствии помещик оказался тем самым человеком, кто начал рассказывать всем о скупке незнакомцем бесполезных бумаг. Деловой разговор не состоялся, поэтому Чичикову не удалось купить мертвые души у Ноздрева. Мужчина стал единственным помещиком, который даже не отреагировал на предложение приезжего гостя.

Реакция Собакевича

При встрече с Собакевичем казалось, что помещик неотесанный тюрбан — больших размеров мужчина, неловкий и далекий.

На самом деле, для героя характерны деловитость, предпринимательская жилка, хитрость, навыки продажника и стратега. Мужчина оправдывал свою фамилию — если вцепится, то не отпустит, пока не получит желаемое.

Благодаря структурированной хозяйственной деятельности, некоторые крестьяне Собакевича жили лучше, чем помещики других уделов.

Собакевич накрыл стол из угощений, который удивил Чичикова — вкусы мужчин совпадали. Помещик быстро выяснил, что именно привело к нему гостя, из чего попытался выжать максимум пользы.

Торги были настолько невыносимыми, что выбили бывшего чиновника из сил. В поэме эпизод пронизан иронией, в которой высмеивается скупость Собакевича — цена на души довольно высокая, поскольку сами души первоклассные.

Черты личности Собакевича:

  • неприятие зарубежного образа жизни;
  • собственное видение того, как надо;
  • тело, словно без души.

Для Чичикова такая встреча оборачивается двойственностью. С одной стороны, документы куплены, с другой — стоимость была задрана беспредельно. А Собакевич заранее заметил заинтересованность Чичикова в бесполезном товаре и решил получить с этого больше средств.

Сделка с Плюшкиным

В отличие от прочих помещиков, Плюшкин был довольно стар и несчастен, что отражалось в окружающем его пространстве. Крестьяне в уделе жили бедно и умирали часто. В самой усадьбе Плюшкина было грязно и заброшено. Большое количество ненужных вещей лежали всюду, отчего разбегались глаза. Чичиков был поражен таким объемом бесполезных предметов.

Помещика не заинтересовала цель приобретения приезжим гостем душ, наоборот, возможность продавать и зарабатывать на бесполезных бумагах радовала его, поэтому отношение Плюшкина к предложению Чичикова было положительным.

Скряжничество помещика достигает такого уровня, что отказ гостя от чая его радует, так как не придется тратить дерево на кипячение. После встречи Чичиков и Плюшкин остались при своем.

Помещик избавился от лишних затрат, когда бесплатно предоставил все бумаги, а приезжий гость за бесценок получил все мертвые души.

Идея Чичикова

Каждый из героев произведения обладает негативной личностной окраской. Можно трактовать поэму как ироническое творение, которое высмеивает пороки, глупость и поверхностность людей. Покупать души у помещиков разного темперамента и склада ума достаточно занимательно и печально.

С другой стороны, история жизни Чичикова показывает его мотивацию разбогатеть: послание отца, отсутствие духовности и постоянные поиски заработка. Характер скупщика многосторонний — для Манилова он мягкий и чувствительный, с Коробочкой наставителен и кроток, а Плюшкину готов в угоду собственным интересам помочь безвозмездно. Итоги махинаций:

  1. Манилов — подарил Чичикову бумаги.
  2. Коробочка — продала 18 душ за 15 рублей.
  3. Ноздрев — не продал бумаги.
  4. Собакевич — продал души дорого.
  5. Плюшкин — отдал бумаги на души.

У Чичикова оказалось более 400 свидетельств на мертвые души. Но разбогатеть у героя не получилось из-за того, что весь город уже знал о его махинациях. Обсуждения, зачем приезжему гостю бесполезные документы, начались давно. Одни предполагали, что причина кроется в представлении перед дамами, а другие искали мотивы в личностных качествах.

Почему-то помещики, несмотря на всю свою глупость, раскрыли аферу Чичикова. Герою пришлось задержаться в губернии, из-за чего он мог попасть в заключение за серьезные махинации. Но прокурор умер, и Чичиков успел уехать без каких-либо последствий для своей жизни.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-reaktsiy-pomeshchikov-na-predlozhenie-chichikova-o-pokupke-mertvykh-dush.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.