На сколько минут может опаздывать учитель

Содержание

7 очень важных вопросов о правах учителей и учеников

На сколько минут может опаздывать учитель

Первыми ми к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».

Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.

1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»

Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»

Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»

Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.

С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.

4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»

Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.

Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».

А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.

5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»

Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей.

Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»

Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию.

Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»

В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

  • Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно.
  • Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде. Ещё есть приёмная уполномоченного по правам ребёнка. Любой из этих органов обязан принять ваше заявление и дать ответ в течение 30 дней.
  • Прокуратура. Может показаться, что это государственный орган на случай «когда убьют — тогда и приходите», но на самом деле это простой и действенный способ разобраться в законности тех или иных действий учителей и школы в каких-то запутанных ситуациях.
  • Полиция. Честно скажу, ни разу не сталкивался с таким, но если ребёнка прямо сейчас «выставили за дверь» и лишают права присутствовать на уроках, это не менее значимый повод вызвать патруль полиции, чем громкая музыка у соседей ночью.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/serge-parkhomenko/72614-7-ochen-vazhnykh-voprosov-o-pravakh-uchiteley-i-uchenikov

Рабочее время, или Когда преподаватель может уйти домой?

На сколько минут может опаздывать учитель

Статья посвящена классическим педагогическим работникам, которые не выполняют дополнительные трудовые функции (классное руководство, социальный педагог и т.д.) и работают в обычных школах и СПО

Вся рабочая атмосфера преподавателя регулируется:— Конституцией РФ;— Трудовым кодексом РФ;— Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.

2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ № 536);

— Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г.

№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ №1601)

Начнем по порядку. Ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует, что:— труд свободен.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (Мы выбрали профессию учитель/преподаватель);— принудительный труд запрещен (это для тех, кто выполняет все требования администрация, а то уволят и как бы не начали придираться);— каждый имеет право на отдых.

Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным «законом» продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.Мы сами вольны выбирать то, кем мы хотим работать, и раз мы определились с работой, то должны работать столько, сколько нужно, а не сколько хочет хозяин.

Рабочее время регулируется разделом 4 ТК РФ, а время отдыха 5 разделом ТК РФ с учетом особенностей главы 52 ТК РФ. Сразу оговоримся, что в главе 52 ТК РФ про время отдыха ничего не сказано. Трудовой кодекс четко дает определение рабочему времени, а именно: согласно ст.

91 ТК РФ «Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени».

При этом Работодатель обязан вести «учет» времени, фактически отработанного каждым работником. Это время отражается в табеле учета рабочего времени. В нашей организации каждый педагог сам на себя его заполняет и указываем мы там только часы, которые потратили на проведение занятия. Ни больше ни меньше.

Таким образом, рабочим временем преподавателя является время проведения учебного занятия.

Согласно ст.106 ТК РФ время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Ваше рабочее время закончилось вместе с парой/уроком, дальше вы тратите его по своему усмотрению.

Ведь преподавателям оплачивают только за тарифицированное время. Вся остальная работа это ваша личная инициатива.
Пункт 1.

1 Приказа №536 говорит нам о том, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678.

Что включается в рабочее время?

Проанализировав Приказ №1601, я нашел только этот абзац, который касается того, что же включается в рабочее время.

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Далее в п. 2.1. Приказа № 536 определено, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее — работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее — преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности.

Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.Итак, педагог выполняет два вида работы:— нормированная часть (это пары/уроки);— другая часть педагогической работы.Если с первой частью все понятно, то вторая требует внимания.

Итак, другая часть педагогической работы согласно п.2.

3 Приказа №536 определяется с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

То есть мы видим, что в рабочее время включается только работа, предусмотренная трудовым договором, должностными обязанностями и индивидуальным планом, при этом вся работа должна быть предусмотрена планом мероприятий, и, соответственно, эта работа должна быть оплачена. То, что нам вменяют в обязанность не только учить, но и воспитывать детей, частично не соответствует действительности. Педагоги должны это делать, но только в рабочее время. А рабочим временем является урок/пара. Таким образом, все воспитательные процессы происходят на занятиях.
Все остальное, а именно ведение дневников, изучение индивидуальных способностей обучающихся, воспитание вне урока и т.д. (подробнее в п.2.3. Приказа №536) за дополнительную оплату.

И самая главная изюминка, запомните и поставьте на рабочем столе как оберег от начальства п.2.

4 Приказа №536: «В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.Вспомните при этом, как администрация увещевает словами о том, что вы должны работать с 9-18:00, что вы должны делать кучу документов (КОСы, УМК и т.д.). Давайте вместе скажем — нет рабству педагогов!

Подытоживая, перевожу все выше написанное с юридического на русский: «Уроки закончились — идем смело домой».

Магическая формула 18=36

И в заключение коротенькое, но очень важное дополнение о странном математическом действии. Оказывается, ходит легенда, что, работая по ставке 18 часов, педагогический работник имеет нагрузку 36 часов в неделю.

Из уст старцев и сказочников я понял, что формула выглядит следующим образом: 18 часов (ставка, с ней никто не спорит) умножаем на 2 (или, как говорят, один час ставки плюс один час подготовки к уроку) = 36 часов.Вроде все складно, но.

Если у человека нет ставки, и он работает в нагрузке 10 часов, то у него тоже итоговое количество рабочих часов 36? Он что, готовится к занятиям усерднее других?У меня, например, учебная нагрузка 40 часов в неделю.

Это получается, по вашей формуле, что итого в неделю я работаю 80 часов! Делим эти часы на 5 рабочих дней и получаем… 16 часов в день! Уважаемые преподаватели истории, у нас забыли отменить рабство и крепостное право?)))))))Нет уж, коллеги.

Давайте будем оперировать законами и постановлениями, а не «хотелками» начальства и не своей, порой больной, фантазией.

Итак, пару слов о самой ставке 18 часов у учителей или 720 часов у педагогов СПО. Это разработана и утверждена минимальная нагрузка на преподавателя, которая позволяет исчислять льготный стаж для выхода на пенсию. Для педагогов СПО это актуально, если они преподают на первом курсе. (Надеюсь, им известно об этом)

То есть, что это значит? Это значит, если вы хотите льготную пенсию, то работать надо минимум 18 часов в неделю, не меньше. Но ст. 333 ТК РФ имеет интересную фразу, что максимальная нагрузка в неделю у преподавателя 36 часов.

Так вот, дорогие педагоги, 36 часов это, чтобы педагогов не загонять, как рабочих лошадей, всеми 40 часами и более (это без учета неадекватных отчетов и т.д.). То есть задумка неплохая.

Итак, мы имеем два числа — 18 и 36 часов.

Смысл их в том, что количество классов и учеников ежегодно в школе меняется, и логично последствие в виде изменения нагрузки на учителей. Стало меньше классов, следовательно, меньше работы у педагогов.

И чтобы каждый раз это не становилось проблемой для образовательного учреждения, государство дало им автономию в виде 18-часовой «вилки» (максимально 36 часов — 18 минимальных).

В пределах этой разницы администрация ежегодно может изменять нагрузку на педагога и, соответственно, манипулировать и увеличивать лояльность работников к себе.

Ведь чем больше нагрузка, тем больше зарплата, логично же? И как бы педагог ни был разочарован или не согласен со своей нагрузкой, если она в пределах от 18 до 36 часов, он ничего не может сделать, он просто с такой нагрузкой ознакамливается и все. Этому есть подтверждение в судебной практике.

Нагрузка может выходить за пределы минимальной или максимальной величины только с согласия работника (я таковое давал на нагрузку в 40 часов).

Единственный случай, когда работнику могут дать меньше 18 часов, это производственная невозможность обеспечить ими педагога, утрированно, у всех и так только 18 часов, и осталось еще 10 часов. И то, даже в этом случае, как бы цинично ни звучало, у педагога спрашивают согласие на такую нагрузку.

Все, высказался я о ваших магических формулах. Самое печальное в этом то, что педагоги сами оправдывают рабство на работе и придумывают различные байки… Но я намерен со всеми этими байками бороться!

Возвращаемся к режиму рабочего времени и к вопросу, сколько же находиться в стенах учебного заведения. Нашел Апелляционное определение Московского городского суда от 18.08.2016 по делу №33-31953/2016, в котором также дополнительно подтверждена правовая позиция, которую я изложил в своей статье.

Судебная практика

Привожу выдержку из судебного акта: «…Кроме этого, правильными признаются выводы суда в части отказа в иске о признании отсутствия за истцом обязанности работать в течение 36 часов в неделю, признании незаконным установления продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, и отмене распоряжений работодателя об обязанности находиться на рабочем месте в течение 36 часов в неделю (пункт 6 искового заявления), поскольку указанная продолжительность рабочего времени для истца не установлена ни трудовым договором, ни приказами работодателя…»

Надеюсь, понятно, что там написано? Логика от обратного, суд не может отменить такое требование, потому что его нет. Нет его ни на бумаге, ни в форме устного распоряжения.

Если бы такое требование было бы основано на нормативных правовых актах, то суд непременно его указал бы, но такого в законодательстве просто НЕТ. И возвращаемся туда, откуда пришли.

Уроки закончились, совещаний нет, значит смело — ДОМОЙ!Если не верите своим глазам, перечитывайте, как мантру, выдержку из судебного акта, пока не снизойдет откровение.
Иван ПЛАТОНОВ
Проект «Юрист для учителя»

Источник: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/rabochee-vremja-ili-kogda-prepodavatel-mozhet-ujti-domoj/

Правило 15 минут: сколько нужно ждать преподавателя?

На сколько минут может опаздывать учитель

Когда преподаватель опаздывает, студенты потирают руки. Им нужно всего 15 минут после начала пары, чтобы со спокойной совестью уйти с занятия.

На нашем телеграм-канале много информации о льготах и правах студента. Но что нужно знать студенту о распространенной традиция уходить с пары после 15 минут отсутствия преподавателя? Давайте изучать, откуда пошла эта мода и стоит ли ей следовать.

Что за правило и откуда оно пришло?

Правило «15 минут» гласит, что студент якобы может спокойно уйти по своим делам, если преподаватель отсутствует в течение 15 минут после начала занятия.

Такая традиция пошла из Трудового Кодекса, где есть пункт о том, что если сотрудник не появляется на работе в течение 15 минут, он обязан предоставить работодателю объяснительную записку. И если причина покажется неуважительной, ему поставят прогул.

В этой ситуации преподаватель выступает в роли сотрудника, чьи трудовые отношения с вузом регулирует Трудовой Кодекс и трудовой договор.

Но тут нюанс, о котором ни в коем случае нельзя забывать: закон регулирует трудовые отношения преподавателя с вузом, а не со студентами. Так что ответственность он несет перед руководством университета, которое обычно лояльны и терпимы к персоналу.

Насколько это законно?

Правило 15 минут – это не закон, а лишь традиционный шаблон поведения студентов.

В каждом вузе есть устав, где может содержаться информация по поводу рекомендуемого поведения на подобный случай. Обязательно ознакомьтесь с документом сразу после поступления.

Например, в Кодексе студента Черкасского Национального университета четко прописано: в случае неявки преподавателя в течение 15 минут староста (если ему ничего не известно о причине) обязан обратиться в деканат и ждать последующих указаний.

Если же сделать этого нельзя, студенты должны оставаться в аудитории и вести себя тихо.

Похожий протокол действий есть в большинстве вузов, потому что обучение в высшем учебном заведении ведут строго по протоколу, и созданный график должны соблюдать не только студенты, но и преподаватели.

Что еще можно сделать, если преподаватель не пришел

Опоздание – признак халатности не только студента, но и преподавателя. В договоре вузов прописана обязанность приходить на занятия в указанное время, что касается обеих сторон. Однако у преподавателей больше власти, и они могут сильнее проявлять собственное недовольство, если учащиеся прогуливают или опаздывают.

Однако многое зависит от того, по какой причине отсутствует преподаватель. Если вы пришли на пару, а его нет, нужно обязательно обратиться на свою кафедру и поинтересоваться причиной отсутствия занятия:

  • спросить в деканате;
  • связаться с куратором;
  • поручить старосте группы разузнать дальнейшие действия.

В большинстве случаев преподаватель сообщает кому-нибудь об опоздании или причине отсутствия. Студенту нужно просто найти того, кому передали важную информацию

Причины, по которым преподаватель может отсутствовать:

  1. Заболевание или неожиданная травма.
  2. Транспортная пробка.
  3. Форс-мажор дома (потоп, пожар или задымление и т.д.).
  4. Болезнь или кончина близкого.
  5. Срочное или затянувшееся заседание на кафедре. 

Студент должен помнить, что чаще всего у преподавателя уважительная причина для отсутствия на парах.

Поэтому не стоит вести себя безответственно и стремительно покидать вуз, как только пройдут заветные 15 минут.

Почему не стоит доверять этому правилу

На работу в вуз берут людей не только квалифицированных в своей отрасли знаний, но и ответственных. Редко кто из взрослых преподавателей пропустит занятия просто потому, что проспал или не захотел идти, как это частенько случается у студентов. Поэтому в большинстве случаев у опозданий и прогулов есть веская причина.

«Если ребёнок не родится через 15 минут, у нас есть законное право уйти» – такая инициатива студентов породила множество смешных мемов в интернете

Зато если студент решил уйти с занятия, даже если преподаватель не явился, то ему такой поступок может вылезти боком. Самовольный уход из вуза спокойно можно расценивать как прогул.

Преподаватели бывают разные. Одни с юмором и пониманием относятся к отсутствию студентов, если лектор опоздал на пару. Другие же пойдут писать жалобу в деканат. И тогда не поздоровится всей группе.

Если на группу составят докладную, всем ее студентам придется писать объяснительные. При этом жалоба прилагается к личному делу каждого отсутствующего, где будет находиться вплоть до защиты диплома.

А определенное количество таких докладных  на студента (согласно правилам вашего вуза) может стать достаточным основанием для отчисления.

Не забывайте и о том, что печальные последствия могут ожидать не только студентов, но и опоздавшего преподавателя.

Семейные заботы, плохое самочувствие, плохая работа общественного транспорта – все это не относится к уважительным причинам, но негативно сказывается на деятельности учителя. И жалоба студентов в деканат точно не улучшит его настроение.

В некоторых вузах преподавателя могут даже уволить за отсутствие на занятии в течение определенного времени без уважительной причины.

Так что же все-таки делать студенту?

Итак, мы собрали варианты развития событий и советуем вам только самые безопасные и проверенные:

  1. Оставайтесь на месте. Никуда не уходите, что бы ни случилось. Не шумите, чтобы не привлекать дополнительное внимание.
  2. Найдите 2-х добровольцев, которые останутся на месте сторожить преподавателя. И если тот все же объявится, они смогут «маякнуть» остальным, чтобы те мгновенно подтянулись на пару.
  3. Отправьте старосту на кафедру узнать, что происходит. В лучшем случае вам сообщат, что пары не будет и студенты могут быть свободны. В худшем – дадут преподавателя на замену. Зато совесть и репутация будут чисты. Но отсылать «гонца» все же лучше попозже, минимум через 15 минут после начала занятия.
  4. Отправьте старосту звонить преподавателю. Часто у представителя группы есть телефоны всех учителей. В этом случае лучше напрямую получить информацию без привлечения деканата. Но есть риск нарваться на плохое настроение или самочувствие учителя, если у него проблемы со здоровьем и т.д.

Если у вас идут 2 пары подряд у одного преподавателя, в случае, если он не явился на первую, обязательно приходите ко второй. Вполне возможно, что он в стенах университета или успевает ко второму занятию. И отсутствие студентов может сильно его разозлить.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам лучше адаптироваться к учебе в вузе. Ну а если будете испытывать затруднения в учебе, не забывайте про сервис студенческой помощи.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/pravilo-15-minut-skolko-nuzhno-zhdat-prepodavatelja/

Действия студентов в случае не прихода преподавателя на пару в течение 15 минут

На сколько минут может опаздывать учитель

« Назад

Студенты постоянно пытаются облегчить собственное обучение, особенно оно облегчается отсутствием практического занятия. В таком случае не нужно отвечать и тем более не нужно готовить ничего нового на следующее занятие.

Одним из таких облегчений выступает так называемое правило 15 минут, которое якобы существует во многих высших учебных заведениях страны.

Данное правило означает, что в случае отсутствия преподавателя на занятии в течение первых 15 минут после начала, студенты группы имеют право покинуть аудиторию и занятие будет считаться таким, что не состоялось по вине преподавателя.

Однако является ли это так, и какие все же последствия такого правила, как для студентов, так и для преподавателя.

Традиционно стоит обратиться к разного рода правилам, утвержденных администрацией вуза, для того, чтобы понять, как же на самом деле стоит действовать студентам в случае отсутствия преподавателя на семинарском занятии по истечению 15 минут от его начала.

Согласно Кодексу студента Черкасского факультета Национального университета «Одесская юридическая академия указано, что в случае неявки преподавателя на занятия в течение первых 15 минут, о котором не было вовремя сообщено старосту, последний обязан сообщить об этом деканат и в дальнейшем совершать действия в соответствии с указаниями деканата. Однако, в случае, невозможности получить указания из деканата, студенты обязаны вести себя тихо, оставаясь в аудитории.

В других правилах отмечается, что староста академической группы должен проинформировать заведующего кафедрой в случае отсутствия преподавателя более 15 минут от начала пары.

Похожие положения об информировании или руководства вуза или руководства кафедры имеют место в большинстве внутренних актов учебных заведений.

Почему не стоит применять студенческое толкование правила 15 минут. Именно потому, что опоздание преподавателя может быть вызвано различного рода обстоятельствами, и не исключено случаи, когда преподаватель приходит на пару через полчаса от ее начала.

Некоторые преподаватели могут с пониманием и определенным чувством юмора отнестись к таким действиям студентов, однако обычно есть и такие преподаватели, которые сообщат о случае отсутствия группы на занятия деканат, и тогда неприятности могут быть у всей группы.

Сразу же анализируем мнению студентов, решивших оставить занятия, которые считают, что всей группе «плохо» сделать не могут, всех не отчислят. Конечно, нет, никто и не говорит об отчислении.

Однако студенты, каждый из тех, кто покинул аудиторию, будут обязаны написать докладную на имя декана, которая будет находиться в личном деле. А определенное количество докладных признается систематическим нарушением правил учебной дисциплины, и как следствие может повлечь за собой через некоторое время отчисления. Поэтому стоит быть осторожными.

Для преподавателя таковой не приход на пару или опоздание также может иметь неблагоприятные последствия, если отсутствуют уважительные причины такого опоздания.

Уважительными признаются причины наличия таких погодных условиях, когда отсутствовала возможность добраться до места работы, неудовлетворительное состояние здоровья, как преподавателя, так и других лиц, которые нуждаются его заботы, другие обстоятельства, в том числе и семейные.

Когда уважительные причины отсутствуют, преподаватель может быть уволен. Подробно процедуру увольнения регламентирует Кодекс законов о труде Украины. В Едином реестре судебных решений имеется большое количество судебных дел, связанных с увольнением преподавателей по причине неявки на занятия в течение определенного времени.

Нами было проанализировано одно из таких судебных решений, и можно заметить, что весомое место имеют именно доказательства, подтверждающие факт опоздания. Например, «…согласно акта и объяснений свидетелей, лиц составили акт, докладной записки заместителя директора по учебной работе, преподаватель в этот день пришел на вторую пару в 9 ч.

45 минут (опоздал на 15 минут) и не проводил вторую пару. Вторая пара начинается с 9 час. 40 минут до 10 часов. 25 минут. В связи с обращением по этому вопросу старосты группы, заведующий кафедрой, в соответствии с п. 4.

8 Правил внутреннего распорядка учебного заведения, сделал замену преподавателя и распорядился преподавателю, который пришел на замену, проводить занятия с двумя подгруппами в аудитории № …, куда была перемещена подгруппа преподавателя, который не явился. Факт неявки преподавателя на вторую пару для проведения занятий подтверждается кроме акта комиссии от 30.10.20 ..

года, которая проводила проверку в присутствии студентов и преподавателей на занятиях, докладной записки лица 2 на имя директора также пояснительной записке преподавателя, который пришел на замену, и объяснениями в судебном заседании заместителя директора, заведующего отделения, и старосты группы».

Итак, стоит заметить, что значимость причин опоздания имеет решающее значение как для студентов, так и для преподавателя. И в каждой ситуации следует действовать с предписаниями актов, а не руководствуясь собственным мнением.

С уважением ИЦ “KURSOVIKS”!

Источник: https://kursoviks.com.ua/11-deystviya-studentov-v-sluchaye-ne-prikhoda-prepodavatelya-na-paru-v-techeniye-15-minut

Сколько студент должен ждать преподавателя?

На сколько минут может опаздывать учитель

Привет, читатель! Решила вспомнить не совсем приятный случай из своей студенческой жизни. Дело было так…

«У нас, кажется на четвертом курсе, планировалась ответственная самостоятельная работа, а преподаватель был настолько строгим, что неявка на пару приравнивалась к отчислению.

Советуем почитать: За что студента могут отчислить?

Вот стоим мы под аудиторией с конспектами, зубрим, дрожим, но понимаем, что «перед смертью не надышишься». Звонит звонок на пару: мандраж в коленях только усиливается, а знания из головы окончательно улетучиваются.

Пять минут ждем – нет преподавателя, десять минут – опять пустота и слабая надежда на свободу. В сознании зарождается мысль «по-тихому линять», но остатки совести и староста настаивают подождать «явления Христа народу» еще хотя бы пять минут. А вдруг придет?

Вот так мы и стояли, с замиранием сердца оглядывались, когда в коридоре слышались чьи-то шаги. Однако строгого препода по-прежнему не было, и, судя по всему, быть не планировалось.

По происшествию двадцати минут с начала пары нас из коридора «ветром сдуло», а в голове проносилась только одна мысль: «Пронесло». Однако в тот момент мы и не догадывались, чем чреват был такой самовольный уход. Теперь о главном!
Уже на следующий день староста с загробным лицом сообщил, что всю группу в срочном порядке вызывают в деканат.

Оказывается, «доброжелательный» преподаватель все-таки решил явиться на самостоятельную работу, однако мы с ним, видимо, разминулись. Поскольку лучшая защита – это нападение, он сутра первым побежал в деканат «стучать на нас». Так и состоялась самая страшная в моей жизни очная ставка, из которой мы, студенты, чудом вырвались победителями.

Декан к всеобщему удивлению, выслушав обе стороны, сообщил, что учащиеся поступили правильно, поскольку должны ждать прихода преподавателя в течение пятнадцати минут после звонка на пару. По истечению данного срока можно уходить и не бояться, что это закончится строгим выговором или неудом по поведению.

Видимо, наш педагог этого не знал, и уж тем более не ожидал такого категоричного ответа декана. Пришлось замять ситуацию, а самостоятельной работы по той шокирующей теме так и не было, хотя сам препод «точил на нас зуб» не одну неделю».

Советуем почитать: Секрет подхода к любому преподавателю

Однако, отучившись пять лет в университете и получив долгожданное высшее образование, я поняла, что правила не одинаковы для всех, а крутить ими можно так, как душе угодно. Это, как законы – в какую сторону повернёшь, там и истина. Все последующие ситуации (их еще было три) для декана был прав исключительно преподаватель, даже если и опаздывал на целых полчаса.

Так что мой совет всем студентам: не стоит «играть с огнём», а прежде чем законно покидать аудиторию в отсутствии преподавателя, желательно предположить, как он отнесется к такому поступку, и как такой, по сути, прогул может сказаться на дальнейшей успеваемости.

Это реальная история из моей жизни, которая может приключиться с каждым, поэтому стоит подробно и достоверно выяснить, сколько студент должен ждать преподавателя, если последний не спешит на пару, либо задержался по каким-то явно уважительным причинам.

Почему задерживаются преподаватели?

Если изучить психологию педагога, то выяснится, что в его сознании перед каждой парой также всплывает достаточное количество переживаний и эмоциональных встрясок. Однако его основной целью всегда остается лидерство в аудитории, безупречность собственных знаний и умение доступно преподнести информацию всем заинтересованным учащимся.

Преподаватели ввиду своей должности и статуса заметно переживают, если какой-нибудь умник задает такой каверзный вопрос, что жизненного опыта и квалификации не хватает, чтобы на него грамотно и обоснованно ответить.

Но еще страшнее потерять авторитет в глазах своих подопечных, поскольку такая расстановка позиций влечет за собой неуспеваемость в учебе и пренебрежительное отношение к его предмету.

Советуем почитать: Как заслужить доверие преподавателя?

Именно поэтому, причины, почему преподаватель опаздывает на пару, в большинстве своем веские, уважительные и аргументированные.

1. Экстренное заседание кафедры. Это одна из самых распространенных причин, которая заставляет преподавателя задержаться на перемене, а на пару явиться значительно позднее прозвучавшего звонка.

Как правило, о таком непредвиденном обстоятельстве знает староста, поэтому, по идее, должен предупредить всю группу, чтобы студенты не расходились, а прилежно дождались своего препода.

2. Личные обстоятельства. Эта причина чаще всего всплывает утром, а опаздывает педагог на свою первую пару.

Конечно, он грамотно рассчитывает время, однако пробки на дорогах, длительное отсутствие общественного транспорта, испорченную погоду и ДТП еще никто не отменял.

В таких случаях опаздывающий звонит в деканат и предупреждает о своей задержке, а группа узнать об этом событии может опять-таки от всезнающего старосты.

3. Болезнь или плохое самочувствие. Если педагог опаздывает на пару, то не исключено, что он уже не придет, а виной тому неожиданно настигшая и «выбившая из седла» болезнь. В таком случае неявка очевидна, а все остальные группы, в чьем расписании имеется предмет больного, разнесут эту информацию уже на первой перемене, причем со скоростью света.

В таких случаях все подробности можно выяснить в деканате, и не тратить положенные 15 минут на бессмысленное ожидание в пустующем коридоре одного из этажей университета.

4. Коварные шутки студентов. Иногда задержка преподавателя на пару связана со злыми шутками студентов, которые стараются сорвать всеми способами экзамен, ответственную самостоятельную или лабораторную работу, сложную лекцию, просто пару.

Преподаватель думает, что имеет дело с взрослыми сознательными людьми, поэтому не исключено, что поверит в розыгрыш; однако, когда правда все же раскроется, пострадает вся группа, а злостным юмористам и вовсе достанется вдвойне. Так что не стоит идти такой шаткой дорожкой!

Наверное, имеются и другие причины задержки, но преподаватели тщательно их скрывают, поскольку их содержание вряд ли носит уважительный характер.

Что делать студентам?

Если преподаватель опаздывает, то не стоит радоваться раньше времени, ведь появиться он может в самый неподходящий момент. Чтобы избежать неловкого положения, рекомендуется занять выжидательную позицию, а еще не шуметь в коридоре, чтобы не мешать учебному процессу в соседних аудиториях.

К тому же можно старосту отправить в деканат в качестве «засланного казачка», чтобы тот разузнал обстановку, но при этом ненароком не подставил ни группу, ни опаздывающего преподавателя. Сделать это во время пары будет сложно, но это, по крайней мере, хоть какая-то информация, которая подскажет, ждать или все-таки сбегать.

Есть вариант позвонить своим знакомым студентам, у которых ранее должна быть пара у этого преподавателя, ну или хотя бы написать смс. Не исключено, что педагог отсутствует весь день, так что можно с официальным вопросом обращаться к декану. В таких случаях студентов просто отпускают с пары, однако на последующую они обязаны явиться в полном составе и в указанное время.

Звонить педагогу в любом случае не рекомендуется, поскольку неизвестно, чем он в этот момент занят, и может ли вообще ответить на звонок. Его можно только разозлить или напомнить о себе, что в отдельных ситуациях не в пользу ожидающих студентов. В таких случаях альтернативой остается неизвестность и ожидание.

Получается: «ясно то, что ничего не ясно», а лучшим советом для студента станут следующие слова. Необходимо следить за ситуацией, а решать проблемы по мере их поступления. Есть конкретный случай – его и стоит решать, а не представлять и не делать несбыточные прогнозы.

Что говорит устав университета?

В каждом высшем учебном заведении имеется свой устав, который должен чтить любой студент, будь то дневного или заочного отделения. Это те общепринятые правила, по которым живут не только учащиеся, но и преподаватели.

такого документа может несколько отличаться от особенностей вуза или индивидуальности процесса обучения; но общие положения остается неизменными. Одним из таких правил является опоздание преподавателя на пару, согласно которому студенты должны ожидать его явку в течение 15 минут, после чего могут быть свободны до окончания этой пары.

Однако такое незапланированное отсутствие вовсе не означает, что эта пара была последней, а если за ней следуют остальные, согласно расписанию, то каждый студент должен явиться на них без опозданий. Отсутствие преподавателя на паре – это не повод прогула следующей пары, и это важно отложить в своем сознании уже на первом курсе.

Чтобы не ошибиться во времени, стоит уточнить данный вопрос в деканате или на кафедре своего вуза, чтобы в дальнейшем избежать проблем и крайне неприятных разборок с преподавателем. И тогда можно уже не волноваться о случайных прогулах, а в этой статье подробно описаны все возможные случаи и жизненные ситуации.

Вывод: В предложенной выше публикации подробно описывается, сколько студент должен ждать преподавателя, если тот по неизвестным причинам ощутимо задерживается на пару. Теперь в будущем не должно появиться никаких конфликтных ситуаций на тему прогулов, непонимания с педагогом и несознательного отсутствия на паре.

На страницах сайта советстуденту.рф представлены подсказки, которые обязательно пригодятся в студенческой жизни, причем ни один раз.

Теперь и ты знаешь, сколько студент должен ждать преподавателя при опоздании последнего на пару.

C уважением, команда сайта советстуденту.рф

Анна Кислякова

ВНИМАНИЕ! Новинка 2019 года. курс, которому нет аналогов.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/na-parax/skolko-student-dolzhen-zhdat-prepodavatelya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.