нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Рецепция римского права в законодательстве России

нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Правовые системы во всем мире никогда не существовали и не существуют изолированно. Они тесно взаимодействуют друг с другом, ведут между собой нескончаемый культурный диалог.

Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной «бомбардировке» со стороны попадающих в нее подобно метеоритному дождю случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций.

Такая «бомбардировка» позволяет государству оценить собственный опыт правовой жизни, обрести «зеркало» для его рассмотрения, возможность развивать, совершенствовать отдельные элементы своей правовой системы, наполняя их новыми смыслами [1].

О значении римского права для мировой цивилизации и культуры замечательно сказал Р.Иеринг: «Путем римского права, но превзойдя его, дальше через него – вот девиз, в котором для меня заключается значение римского права нового мира» [2].

Римское право оказало огромное влияние на правовые системы не только стран Западной Европы, но и на правовую систему Российского государства.

Прежде чем вообще говорит о рецепции римского права, необходимо определить, что такое «рецепция».

Рецепция – (от лат. receptio – принятие) 1) в физиологии – осуществляемое рецепторами восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение.

2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права[3].

Рецепция – это усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде [4].

 Если обратиться к Юридическому словарю, то рецепция – это «заимствование чужеземного права» [5]. Рецепция – это заимствование или воспроизведение какой-либо внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [6]. Рецепция – это заимствование и освоение богатства чужой культуры в целях обогащения собственной [7]

В Словаре международного права рецепция определяется как процесс взаимодействия, заимствования, восприятия какой-либо внутригосударственной правовой системы принципов, институтов, основных черт другой внутригосударственной правовой системы [8].

Итак, рецепция римского права – это процесс заимствования, восприятия правовой системы Римского государства правовыми системами других государств.

Проникновение римского права в России началась еще в Древнейшие времена, а именно, с заключения Византийских договоров 911 и 945 г.г. Огромное влияние в этом процессе оказало принятие христианства.

«Но, конечно, основной причиной полномасштабной рецепции византийского (греко-римского) права являлось принятие христианства как господствующей религии. Игнорировать роль донора – Византии в этой спланированной акции для российского государства нельзя. Выиграла от христианизации Руси, прежде всего, Византия.

По сути дела, принятие христианства привело к превращению русских земель в периферию Византийского мира» [9].

Ткаченко С.В. [10] выделяет пять этапов рецепции римского прав в России:

Первый этап – 1917-1922 гг. Римское право характеризуется отрицательно как рабовладельческое, классовое.

Второй этап – 1922-1937 гг. – характерен смягчением позиции по отношению к «рабовладельческому» праву в связи с рецепцией его положений (пандектное право) в Гражданский кодекс.

Третий этап – 1937-1961 гг. – неустойчивое отношение к римскому праву. Начало этапа ознаменовала позиция А.Я. Вышинского, сформулированная в докладе о положении на правовом фронте. Она выразилась в декларативном отказе от афиширования преемственности в праве.

Позже постановление ЦК ВКП (Б) от 14 ноября 1938 г. смягчило данную позицию, зафиксировав факт «отставания юридических наук» и предоставив возможность пользоваться теорией римского права. Однако уже в 1939 г.

сложилась тенденция рассматривания исследователей, предлагавших реципировать ценности римского права, в качестве «вредителей».

Но, несмотря на такую неустойчивую позицию политиков, непосредственно отражавшуюся на юридической науке, в их выступлениях на протяжении всего этапа цитировались многие принципы и правила римского права.

Четвертый этап – 1961-1990 гг. – ознаменовался продолжением развития «усеченного» пандектного права и распространением этой модели на другие союзные республики. Растет авторитет римского права. В учебной литературе отмечается, что оно хотя и неприменимо в условиях социалистического строя, но для юриста, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, его изучение необходимо.

Пятый этап – 1990 гг. – настоящий момент. Характеризуется реципированием основных положений римского права и повышением его авторитета в идеологических целях.

Современная Россия с учетом современного опыта восстанавливает и развивает основные положения римского частного права, ибо после октябрьских событий 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что мы ничего частного не признаем, и требовал применять не Corus iuris romani (Свод римского права), а революционное правосознание[11].

Рассмотрим некоторые случаи рецепции римского права в российском законодательстве.

Новый Гражданский кодекс РФ от 21,10.1994 г. закрепляет основные постулаты римского частного права.

Так законодательно закреплено деление права на публичное и частное, истоком чего являются Дигесты Юстиниана. «Публичное право, которое относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц» (D I.1.1)

 Построение первой части ГК РФ совпадает с построением Институций Гая: лица – вещи – обязательства.

Статья 17. ГК РФ закрепляет также как и в римском праве, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Здесь хотелось бы еще отметить и тот факт, что римскими юристами было установлено правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам.

 Qui in utero est, perinde ac si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodis ipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7). – Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.

Еще в Законе XII Таблиц было закреплено, что за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери (D. 38. 16. 3. 9).

Данный постулат был воплощен в части 3 ГК РФ, в частности, в статье 1116, которая определяет круг наследников: «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства»

Очевидно, влияние римского права в регламентации гражданско-правовой дееспособности. Хоть римские юристы и не выработали понятия дееспособности, однако не за всеми признавалось право иметь права и нести обязанности.

В соответствии с ГК РФ, несовершеннолетние по ограничению в дееспособности делятся на три возрастные категории (до 6 лет; до 14 лет; до 18 лет).

Столько же групп было и в римском праве (до 7 лет; до 12 – девочки, до 14 лет мальчики; до 25 лет)

Именно в римском праве был введен институт эмансипации – статья 27 ГК РФ. Процесс установления опеки и попечительства (статьи 29, 30 ГК РФ) практически аналогичен римскому институту.

В Институциях Гая (Гай. 3. 148) определяется содержание договора товарищества. Societatem coire solemus aut totorum bonorum aut unius alicuius negotii, veluti mancipiorum emendorum aut vendendorum.

– Мы имеем обыкновение вступать в товарищество или в отношении всего имущества, или для какого-нибудь одного дела, например для покупки или продажи рабов.

Все это находит свое отражение в статьи 66-86 ГК РФ, посвященных институту товарищества.

Статьи 128-152.1 ГК РФ посвящены объектам гражданских правоотношений. Деление вещей производиться в соответствии с римским правом.

Римские юристы отличали владение на праве собственности и владение по другим основаниям, так как фактическое обладание вещью может быть основано не только на праве собственности.

Так при договоре найма наниматель пользовался вещью (землей), переданной наймодателем, но ее собственником не считался.

В соответствии с данными нормами в ГК РФ (статьи 671 – 688) разработан институт договора найма жилого помещения.

Далее рассмотрим залоговое право, которое возникло в Риме в раннереспубликанский период. Суть залога – обеспечение исполнения обязательства (Д. 13.7.4). Основные принципы залога обозначены в статьях 334 – 358 ГК РФ.

Огромно влияние римского права на обязательственное право России.

В источниках римского права обязательство (obligatio) определяется следующим образом: обязательство представляет собой правовые оковы, вынуждающие нас что-то исполнить согласно законам нашего государства – obligatio est juris vinculum, quo necessitate adstringimur alicujus covendae rei secundum nostrae civitatis jura (Д. 1.3.13). Понятие обязательств и основания их возникновения предусмотрены ст.157 ГК РФ

Это далеко не полный перечень всех случаев влияния римского права на законодательство России. ГК РФ закрепил в соответствии с римским правом такие институты как ипотека, сервитуты, приобретательная давность права собственности и т.д.

Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что значение римского права очень велико. Оно оказало влияние на становление частного права многих государств, в том числе и России. Именно в Риме были сформулированы основные понятия и категории гражданского права. Это подчеркивает необходимость изучения римского частного права, дабы быть хорошим специалистом в области гражданского права.

Ведь как говорится: «Без прошлого – нет будущего».

Литература:

1.      Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М., 1999. – С. 21.

2.      Иеринг Р. Дух римского права. СПб., 1875. С. 14.

3.      Большой энциклопедический словарь/гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1991. Т.2. С.263.

4.      Словарь Ушакова. М. 1959. Т.3. С.944.

5.      Юридический словарь, М., 1953, с575.

6.      Большой юридический словарь/ Под ред. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. М. 1998. С.597.

7.      Тихомирова Л.В., Тихомиров Н.Ю. Юридическая энциклопедия.- М.: 2000. С392.

8.      Словарь международного права/ Бацанов С.Б., Ефимов Г.К., Кузнецов В.И. и др.- 2 –е изд. М. 1986.С.356.

9.      Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. – Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 106

10.  Рецепция права: идеологический компонент. Монография / Ткаченко С.В. – Самара: Изд-во СамГАПС, 2006. c. 118

11.  Ленин В.И. ППС. Т. 44. С. 238.

Источник: https://moluch.ru/archive/18/1841/

Нормы римского права

нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Определение 1

Римское право – система права, существовавшая в Римской и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э. Также римским правом называется отрасль науки о праве, которая изучает особенности римской юриспруденции.

VIII—III в. до н. э – архаичный период в истории римского права. В данный период право связано в основном с религиозными культами и практиками жрецов Рима. Право применяется только к состоящим в общине, которая именуется цивис, то само право называется цивильным или же квиритским.

III—II в. до н. э – получил название переходного и предклассического периода в истории римского права. В это время создавались условия для развития в будущем римской юриспруденции.

I в. до н. э. — III в. н. э – данный период называют классическим, поскольку в это время римское право достигает пика в своем развитии. Происходит формирование и разработка большинства понятий юриспруденции.

IV—VI в. н. э – упадок Римской империи, падение Западной Римской империи в 476 году н. э. не остановил развитие римского права. В это время происходит кодификация и систематизация правовых норм. Более всех получили известность преобразования Юстиниана, императора Восточной Римской империи, который и провел кодификацию законов.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Виды римского права и их нормы

В римском праве правовые нормы были разделены между следующими видами права:

  • Цивильное право
  • Преторское право
  • Право народов.

Также римское право делилось на публичное и частное.

Цивильное право.

Его установления касались римских граждан – квиритов, поэтому его называют также квиритским правом.

Отметим, что с латинского языка цивильное право можно перевести как гражданское, однако, современное нам гражданское право не соответствует тем правовым нормам, которые понимали римляне под цивильным правом.

Итак, под цивильным правом, древние римляне имели в виду своё, присущее им национальное право, которое распространялось, как уже говорилось выше, исключительно на граждан Вечного города, на квиритов.

Преторское право.

Претор – это одна из высших должностей в Древнем Риме. Преторское право было создано для урегулирования вопросов связанных с необходимостью исправления или дополнения норм цивильного права. Так, преторы, хотя и не имели возможности самостоятельно принимать законы, тем не менее, могли создавать и приводить в исполнение те нормы, которые были признаны верными и правильными.

Право народов.

Развитие Рима и созданного им огромного средиземноморского государства требовало создание норм права, которые бы помогали бы в возникающих спорах и конфликтах с прибывающими в город купцами – иноземцами.

Нормы этого права противопоставлялись общему цивильному праву.

Поскольку в цивильном праве Рима не было подобных норм, которые б защищали права иностранцев, создавались специальные правовые нормы, которые и стали правом народом, или правом перегринским правом.

Отметим, что слово перегрин как раз и означает «иностранец».

Замечание 1

Право народов регулировало имущественные отношения между гражданами Рима и иностранцами. Вопросы, связанные с решением споров между квиритами и перегринами решал так называемый перегринский претор. При разрешении таких дел преторы пользовались нормами, которые были распространены у иноземцев.

Источниками такого права становились эдикты, которые создавали преторы и магистраты, которые занимались делами иностранцев. Так, со временем нормы принятые у иных народов и государств, становились частью правовой системы Рима, а точнее частью римского гражданского права, его разновидностью.

У термина право народов существовало и более широкое понятие, под которым понимались нормы для всех народов, что стало предпосылкой к зарождению будущего международного права.

В республиканский период истории римского государства начинается сближение цивильного и перегринского права. Римская империя постепенно наделяла правом римского гражданства всё больше подчиненных ей земель союзников и покорённых народов. Соответственно, право народов и цивильное право всё более теряло различие.

Окончательно различие стёрлось после эдикта императора Каракалла в 212 году н. э., согласно которому, жителям провинций Римской империи было даровано право римского гражданина.

В период правления императора Юстиниана цивильное право и право народов уже стало одной системой римского права, при этом право народов играло большую роль, поскольку был более развито.

Публичное и частное римское право

Публичное право согласно формулировке римского юриста Ульпиана относилось к самому римскому государству, его интересам, в то время как частное право было правом гражданина, и использовалось в его пользу.

Таким образом, под публичным правом мы понимаем такие правовые нормы, которые обеспечивают защиту интересов, определяют правовое положение римской державы и её государственных органов.

Также к публичному праву относятся вся сложившаяся система органов римского государства, обязанности государственных учреждений и лиц их представляющих. Кроме того, упомянутый нами юрист Ульпиан говорил, что к публичному праву также относятся как сакральные, религиозные святыни римского народа, так и должностные лица, сановники – магистраты.

Публичное право дополняло и такое мнение римских юристов, что к нему относятся и указания, имеющие обязательный характер выполнения. В настоящее время подобные нормы называют императивными.

Частное право в римском государстве защищало и регулировало взаимоотношения людей друг с другом.

Замечание 2

Особенностью римского частного права можно назвать предоставления людям некоторой самостоятельности в вопросах взаимоотношений людей и решении тех или иных вопросов.

Так в Законах 12 таблиц говорилось, что при заключении договора о займе, как обе стороны договорятся, таков и будет уговор. Подобные нормы также могут называться уполномачивающими.

Но в тоже время такая самостоятельность имела свои границы и ограничивалась уже правом публичным. Поскольку нормы публичного права должны были быть соблюдены в любом случае.

Отметим, что в настоящий момент понятие «частное право» сохраняется в ряде стран, где существует романо-германская правовая система восходящая правовой системе Древнего Рима. Такими государствами, в частности, являются Германия и Франция.

В результате современное гражданское право является наследником трех систем права дошедших до нас из древнего Рима. К таким отголоскам античной цивилизации относится цивильное, преторское право и право народов. Для всех трёх понятий есть общий термин – частное право.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zakon_v_rimskom_prave/normy_rimskogo_prava/

Основные системы римского частного права – Римское право | ЮРКОМ 74

нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права.

Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

Поэтому рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг.

С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений.

Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики.

Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными.

Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

[attention type=red]
Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан.
[/attention]

В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium).

Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты.

Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

1) квиритское (цивильное) право;

2) преторское право (ius praetorium);

3) «право народов» (ius gentium).

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг.

С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений.

Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики.

Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными.

Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

[attention type=red]
Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан.
[/attention]

В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты.

Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-sistemi-rimskogo-chastnogo-prava

Почему современные юристы изучают римское право?

нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Российский правовед Иосиф Алексеевич Покровский в своей классической работе конца XIX века «Роль римского права в правовой истории человечества и в современной юриспруденции» отмечал: «Римские юристы первыми создали строгую специальную терминологию, ту самую, которой еще и сегодня пользуется весь цивилизованный мир, разработали юридические категории и понятия, основали и развили метод юридического рассуждения, довели до изумительной тонкости выражение таких понятий». По словам этого учёного, римское право «занимает в истории человечества исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир».

Обсуждение римлянами Законов двенадцати таблиц. Современная иллюстрация.

Классическое римское право формировалось много веков. Оно началось с Законов двенадцати таблиц, созданных в середине V в. до н.э.

Завершённую форму единой и цельной правовой системы римское право обрело спустя без малого тысячелетие, в своде «Corpus iuris civilis», известном также как Свод Юстиниана. Этот свод был составлен в начале 530-х г. н.э.

, он состоял из трёх частей:

  • Институции, 4 тома. Представляют собой учебник для начинающих юристов.
  • Дигесты, 50 томов. Выписки из трудов классических римских юристов, с пояснениями к ним.
  • Кодекс Юстиниана, 12 томов. Римские законы VI в. н.э.

Император Юстиниан I. Картина современного художника.

Свод Юстиниана стал впоследствии классическим учебным пособием, по которому учились многие поколения европейских юристов. На нём базировалось законодательство многих государств, с ним сверялись при принятии новых законов.

Всё феодальное право европейских монархий имело два источника: местные традиции и обычаи в области права, и римское право. Причём именно римское право считалось наиболее авторитетным.

Именно на него ссылались в спорах по трудным вопросам трактовки местных законов правоведы всей Европы, начиная с раннего Средневековья.

Средневековый суд. Миниатюра XV в.

Ещё большее влияние римское право оказало на юридический образ мышления. Средневековые юристы почитали его как воплощение «ratio scripta» (писаного разума). Все базовые правовые понятия и категории во многих юридических системах национальных государств и сейчас имеют основой термины из римского права.

Даже в XIX веке, когда европейское законодательство давно обрело собственную форму, Ф.

Энгельс писал: «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».

Российский суд выносит постановление. Современное фото.

В современном российском юридическом учебнике изначально римской основе правоведения также отдаётся должное: «Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно.

Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования.

Конечно, в ряде случаев современное гражданское право успешно обходится без заимствования терминов, возникших в римском праве (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации вместо римского термина «цессия права» употреблен без всякого ущерба для дела термин «уступка права»).

Но во многих правовых системах римские термины и понятия сохраняются, и потому юристу необходимо отчетливо понимать их смысл».

Парижский университет XVI в.

Кроме того, считается, что римское право, отличающееся точностью и чеканностью формулировок, представляет собой блестящий образец правового мышления как такового.

Правовед, изучая римское право, приобретает навыки составления не допускающей многозначных трактовок юридической документации. Это необходимо не только для принятия законов, но и для их верной трактовки.

Юристу, применяющему закон, необходимо уметь проанализировать и общую норму закона, и фактический состав конкретного жизненного случая и в конечном итоге сделать правильный вывод.

«Судьи и адвокаты». Оноре Домье, 1850 г.

С отечественными авторами полностью согласны и зарубежные. К примеру, на Юридическом факультете Кембриджского университета римское право изучают с первого курса.

Несмотря на то, что английская правовая система существенно отличается от римской, педагоги считают абсолютно необходимым знание будущими юристами римских законодательных норм.

К тому же, римское право в сравнении с английским правом гораздо более простая система.

Dura lex sed lex – закон суров, но это закон

Его содержание умещается в четырех книгах, в то время как английское право во всей его полноте занимает сотни томов.

Это связано с прецедентным характером английского законодательства, когда прошлые решения разных судов прямо влияют на правоприменительную практику.

Тем более необходимо знание римского права юристам тех стран, чья правовая система прямо опирается именно на римский базис. К этим странам относится и Россия.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ancient_rome/pochemu-sovremennye-iuristy-izuchaiut-rimskoe-pravo-5eaface6cbbbe856be5d79fc

Шпаргалка по римскому праву

нормы законодательства, преимущества, Что такое кооперативная форма собственности? Особенности | Римское право

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право (jus рubliсum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «аd stаtum rеi Rоmаnае sресtаt» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан).

К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами.

Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus рrivаtum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе.

Это право, которое относится «аd singulоrum utilitаtеm» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг.

Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius сivilе), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, упра-вомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

2. РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права.

Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему объему оно занимало первое место.

Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало «современное римское право», которое действовало в Германии до 1900 г.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в ХII в. по закону Лотаря II (Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.

Римское право определило характер всех будущих правовых систем, поскольку сами «варвары»-завое-ватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они, возможно, выработали бы свою систему, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме, и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).

Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.

Важную роль в истории права играют:

1) юридическая техника римского права, что, соответственно, влияет на точность и лаконичность нормы права, а также цельность и практичность права в целом;

2) исключительность римского права, являющаяся результатом интенсивного развития общества и его культуры, а также результатом развития товарно-денежных отношений.

Успехи римского права объясняются мастерством юристов, которые создали целый арсенал правовых средств.

Роль римского права в историко-правовых учениях: в связи с завоеванием варварами Рима в 1080 г.

была образована Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты).

Эта школа насчитывала 10 000 слушателей и положила начало течению глоссаторов (Ирнерий, Аккурсий и др.), которые не допускали противоречий римского частного права. В этих целях они:

1) выбрасывали из Свода Юстиниана insсriрtiоnеs и греческие слова;

2) в толковании выводили lех Fufiа Саniniа от слова саnis;

3) установили принцип: Quiеquid nоn аgnоsсit glоssа, nес аgnоsсit fоrum.

Болонская юридическая школа породила другую школу – постглоссаторов, или комментаторов, (ХII в., Бартол). Одной и основных целей деятельности этой школы явилось приспособление римского права к практическим нуждам.

Научное значение работ постглоссаторов невелико, господствует арифметическое соmmunis орiniо dосtоrum. Юридическое образование сокращается, наука популяризуется и проникается кляузничеством.

Такие гуманисты ХIV–ХV вв., как Петрарка, Боккаччо и Валла, резко критикуют произошедшее в данный период времени падение юриспруденции. Полициан, Болоньин и Холондер занимаются восстановлением текста Соrрus iuris. Особенно большая заслуга в данном направлении принадлежит Куяцию и Донеллу.

В ХIХ в. существовала историческая школа Гуго и Савиньи, которая занималась римским правом в реакционных целях.

3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.

1. VIII-НI в. до н. э. период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права.

Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом.

В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э.

была осуществлена первая кодификация – Законы ХII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право – цивильное (или квиритское) право.

2. III–I в. до н. э. предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных |граней между патрицианством и плебеями.

В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество.

Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисак-ционный процесс преобразовался в формулярный.

На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.

3. I в. до н. э.-IН в. н. э. классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина.

Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права – сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс.

К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).

4. IV–V в. н. э. постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм – закон.

Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана.

Правовые институты изменились незначительно.

4. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с ХII в.

Рецепция (от rесерtiо – «принятие») – восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

– высоким уровнем римского права – наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

– недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:

– римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

– короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

– повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права – сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

– глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

– постглоссаторов,

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/SHpargalka-po-rimskomu-pravu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.