Обозначения элементов в художественной гимнастике

Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности

Обозначения элементов в художественной гимнастике

Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.

Зарождение и развитие

Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.

Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.

Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.

Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.

Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.

В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.

Правила

Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.

Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.

Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.

Спортивный инвентарь

Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.

Скакалка

Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.

К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:

  • Потеря скакалки влечет снятие с гимнастки от 0,1 до 0,5 баллов.
  • Скакалка при движении ею должна прорисовать четкие петли и не касаться тела спортсменки.

Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:

  • Ее цвет на соревнованиях должен соответствовать расцветке гимнастического костюма.
  • Длина подбирается по росту гимнастки.
  • Материалом изготовления выступают пенька или синтетическое волокно.
  • Ручки на скакалке присутствовать не должны, вместо них на концах завязываются узлы.

Обруч

Существует две разновидности этого снаряда:

  • Профессиональные.
  • Простые.

Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.

Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:

  • До 135 см — диаметр обруча 70 см.
  • От 135 до 150 см — 80 см.
  • От 160 до 170 см – 85 см.
  • Выше 170 см – 90 см.

Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.

Мяч

Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.

Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.

Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.

Булава

Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:

  • 36 см – для гимнасток 5-7 лет.
  • 40-41 см – рассчитаны на возраст 8-11 лет.
  • 44-45 см – для девочек 11-15 лет.
  • 50-60 см — для девушек старше 15 лет.

Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.

Лента

Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.

Художественная гимнастикана соревнованиях

Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:

  1. Сложность (D) оценивается следующим образом: 2 судьи оценивают технику исполнения, еще 2 судьи — качество работы с предметом, а затем высчитывается средний балл.
  2. Артистизм и хореография (А) оцениваются четырьмя судьями.
  3. Исполнение (Е) оценивают 4 судьи и снимают баллы за допущенные недочеты.

Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E

За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.

Мифы о художественной гимнастике

  • «Художественная гимнастика — это просто». Наблюдая со стороны за изяществом спортсменок, создается впечатление, что поймать летящую булаву или начертить узор лентой очень просто. Но на самом деле, за всем этим стоит тяжелый труд, пот и слезы. Гимнастки тренируются шесть дней в неделю. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от возраста. Помимо отработки гимнастической техники спортсменки получают уроки хореографии, общей и специальной физподготовки и, конечно, растяжки. Растяжка — сложный и болезненный процесс. Необходимо очень долго и напряженно работать, чтобы тело обрело необходимую гибкость.
  • «Любая девочка может стать гимнасткой». К сожалению, это не так. Художественная гимнастика подразумевает сочетание несочетаемого: легкости и силы. К этому следует добавить природную гибкость и хорошие внешние данные. В итоге получается эталон, который не так уж просто отыскать. Начиная заниматься гимнастикой, девочки не могут предположить, как сложится их карьера на этом поприще. Ведь они будут взрослеть и меняться каждая по-своему.
  • «Гимнастки ничего не едят». Глупости — в этом случае у них не было бы сил на такие интенсивные тренировки. Вопрос в том, что они едят. Безусловно, это не бургеры и не пицца. Занятия гимнастикой подразумевают полный пересмотр своего рациона, отказ от сладкого, жирного, мучного и некоторых других категорий продуктов.
  • «У гимнасток нет детства». Это неправда, просто оно немного отличается от детства их сверстников. Но это не только тяжелые тренировки, а еще и большие радости: первые достижения, победы на состязаниях, новый круг общения и, разумеется, интересные поездки по всему миру.
  • «Гимнастки всегда в костюме и при макияже». На самом деле, форма для соревнований и тренировок регламентирована. Занимаются спортсменки в черном — это позволяет тренеру лучше следить за техникой. А макияж при высоких нагрузках и вовсе ни к чему. Красоту и блеск девушки демонстрируют только на соревнованиях.

Похожие темы:

Источник: https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/khudozhestvennaia-gimnastika/

Новые правила по художественной гимнастике 2017-2020 с разъяснениями

Обозначения элементов в художественной гимнастике

Художественная гимнастика входит в состав тех гимнастических дисциплин, за которыми наблюдает и организовывает правила Международная федерация гимнастики.

Как и любой вид спорта, художественная гимнастика нуждается в своде общих принципов, правил и постулатов. Получая почти ежедневное развитие, этот спорт вынуждает корректировать правила гимнастики.

Какие изменения содержат в себе новые правила по художественной гимнастике 2017-2020 на русском с поправками?

Правила художественной гимнастики

Общие правила художественной гимнастики диктуют, что упражнения в номерах могут быть выполнены как с предметами, так и без них. Упражнения без предмета выполняют гимнастки только младших возрастов. Одновременно один или два предмета используются в групповых упражнениях.

Длительность каждого выступления ограничена промежутком 75-90 секунд. Музыкальное оформление номера является исключительным выбором тренера и гимнастки.

Все выступления гимнасток проходят под контролем судейских бригад. У них, в свою очередь, имеются свои классификации:

  • Группа D – здесь оценивается трудность выступления, однако судейская бригада делится на две – по 2 человека в каждой. Бригада D1 наблюдает за общей техникой исполнения упражнений, бригада D2 – за техникой владения предметом.
  • Группа E – 4 судьи этой бригады оценивают общее исполнение номера. Согласно изменениям правил, теперь в составе этой бригады будет 6 судей. Однако в некоторых видах мировых соревнований допустима другая схема количества судей.

Основные изменения

Новые правила по художественной гимнастике вступили в силу в январе 2018 года. Основные поправки коснулись системы подсчета, количества предметов для выступления и сбавок за некоторые промахи. Есть также ряд моментов о музыке и артистизме.

Одно из изменений – возможность выполнять в индивидуальном выступлении под музыку со словами уже 2 упражнения, против прежнего одного. Еще одно изменение для индивидуальных программ – количество используемых элементов допускается от 3 до 9, в то время как ранее нельзя было использовать менее 7 предметов.

В количестве выполняемых элементов тоже имеются поправки. Еще в 2017 году для гимнастки было установлено максимальное количество – 9 элементов, именно они и оценивались судьями.

Теперь же цифра осталась прежней, однако стала сопровождаться приставкой «максимум 9», и оцениваться будут именно более сложные элементы.

Это означает, что если какой-то элемент был выполнен не в полном объеме, гимнастка может наверстать и в ходе выступления повторить его с усложнением – теперь ограничений нет, и засчитается именно сложный вариант.

Ужесточению подверглись правила назначения сбавок за сложность элемента и потерю предметов. Так, при некоторых условиях некачественного выполнения элемента можно не только не получить заветные баллы, но получить «взыскание» за неудачную попытку.

Потеря предмета наказывалась в прошлых правилах более лояльно.

Например, в упражнениях, где предмет был потерян и осуществлялся его возврат после 1-2 шагов, ранее снимали 0,5 баллов, теперь снимут 0,7.

Иногда было возмутительно, что квалифицированная гимнастка уронила предмет, а по итоговым оценкам обошла ту, которая не сделала ни единой ошибки.

Такое случалось потому, что общая оценка бригады D за сложность перекрывала «цену» ошибки от бригады Е. С новыми поправками подобные ситуации должны свестись к минимуму.

Разъяснения и комментарии

Отдельно стоит рассмотреть систему подсчета. Судейский вердикт группы D фиксируется символами, обозначающими танцевальные шаги, трудности тела, работу предмета. Каждое такое движение в художественной гимнастике отражено в правилах и оценено. Все оценки сводятся к сумме баллов.

Рекомендуем прочитать: Дина и Арина Аверины. Такого вы еще не знаете.

А вот у бригады E другой метод расчета. Здесь судьи суммируют сбавки за технические и артистические ошибки гимнасток. Затем общее количество этих «штрафных» баллов складывалось и высчитывалось из цифры 10 – максимального балла в этом блоке.

Получалось, что практически невозможно было получить 20 и более баллов. Новые правила соревнований по художественной гимнастике позволяют группе Dвыставлять оценки без ограничений в 10 баллов.

Так российские гимнастки, чей уровень подготовки всегда превосходит конкуренток, получили возможность заслужить 11 или 12 баллов за сложные элементы.

Еще одно новшество правил – выступающим не требуется подавать предварительное описание программы выступления.

Все, что будет показано спортсменкой на ковре – будет засчитано, и не станет сверяться с ранее поданной карточкой выступления. Это дает дополнительную возможность девочкам исправить какой-то неудавшийся элемент или придумать что-то в момент исполнения элементов.

Стали более четко прописаны правила по оценке артистизма. Так, баллы могут быть сняты за движения, не попадающие под акценты музыки или пропущенные. Выполнение номера не под заданный музыкой ритм, отсутствие согласованности между движениями и стилем музыки тоже наказываются.

Рекомендуем к прочтению: Питание и рацион мировых чемпионок.

Если скачать правила fig по художественной гимнастике, можно отметить и изменения в системе подсчета рисков. Если ранее гимнастка могла получать баллы за каждое изменение уровня, то теперь, независимо от количества выполненных рисков, получено будет 0,1 балла.

Изменен ряд критерий трудностей предмета на ловлях и бросках. Теперь на ловле предмета стоимость риска составляет 0,4, а стоимость самой трудности предмета – 0,3 балла.

Стоимость пируэтов тоже пересмотрена, и дополнительный круг, выполненные на стопе, стоит 0,1 балла, а на полупальце – 0,2.

В целом, принятые поправки к правилам художественной гимнастики призваны улучшить качество выступлений спортсменок, и качество оценок их талантов. Внесенные изменения вполне логичным и закономерны, и особенно ценно, что уделяется такое внимание музыке и артистичности.

Остается надеяться, что российские спортсменки учтут все изменения правил и заставят их сработать на себя.

Рекомендуем прочитать: Таблица роста и веса. Каковы параметры идеальной гимнастки?

Источник: https://ogimnastike.com/novye-pravila

Элементы художественной гимнастики

Обозначения элементов в художественной гимнастике

Элементы художественной гимнастики

Большинство движений художественной гимнастики мало чем отличается от движений классического и народно-характерного танца, однако художественная гимнастика имеет и целый ряд своих специфических элементов, техника выполнения которых существенно отличается от техники хореографических упражнений. К таким элементам следует отнести пружинные движения, упражнения типа «волна», взмахи, некоторые разновидности ходьбы и бега и специфические прыжки, редко применяемые в хореографии. Все эти элементы широко применяются в вольных упражнениях.

Пружинные движения

Пружинные движения рукамивыполняются из разных исходных положений, руки с напряжением сгибаются во всех суставах (от первой фаланги пальцев до плеч) по направлению к туловищу. Кисть сгибается кверху и перемещается к плечу, локоть опускается вниз и прижимается к туловищу. Разгибание рук происходит с напряжением одновременно во всех суставах.

И. п. — руки вперед.

1-2 — согнуть руки;

3 — разогнуть;

4 — пауза.

То же из и. п. руки в сторону.

Пружинные движения руками характеризуются силой и напряженностью, выполняются из различных положений: руки вперед, в стороны, вверх и вниз; сгибать руки надо строго по линии.

И. п. — не поворачивая ни предплечья, ни кисти, сгибание во всех суставах выполнять с напряжением, как бы преодолевая сопротивление, сопровождая движение небольшим наклоном головы вперед. Разгибание во всех суставах выполнять сильно, с акцентом, голову приподнять.

Пружинные движения ногамичаще всего выполняются из стойки на полупальцах с сомкнутыми носками и коленями. С полупальцев перекатом надо опуститься на пятки и перейти в присед так, чтобы таз находился над пятками. Разгибая ноги, возвратиться в исходное положение. Пружинные движения можно выполнять в разном темпе, опускаясь в присед и полуприсед.

Целостное пружинное движениеобычно выполняется из стойки на полупальцах (носки и колени сомкнуты) с поднятыми вверх руками и ладонями, обращенными вперед. В этом положении надо одновременно согнуть ноги в коленях, наклонить голову и сделать круглую спину (положение «круглый присед»).

Далее пружинно согнуть руки (кисти на уровне плеч, локти прижать к туловищу) и, переходя в глубокий присед на полупальцах, пружинно разогнуть руки книзу. В конечном положении таз находится над пятками, голова наклонена вперед, спина полукруглая, руки внизу, пальцы рук обращены вперед.

Возвращение в исходное положение может также сопровождаться пружинными движениями рук.

Упражнения типа «Волна»

Для этой группы упражнений характерно последовательное мягкое сгибание и разгибание в суставах. Сгибание в одних суставах сопровождается разгибанием в других так, что гребень волны последовательно переходит от одного сустава к другому. Волнообразные движения выполняются руками и всем телом. Они могут быть медленными и быстрыми, плавными и с акцентом в начале или в конце движения.

Волнообразные движения рукамичаще всего выполняются из положения руки в стороны. Движение начинается со сведения лопаток.

Волна руками вперед или в стороны— руки поднимаются в такой последовательности: сначала плечо, затем предплечье, и, наконец, кисть. Движение выполняется от плеча с отстающим предплечьем и свисающей кистью.

Опускание рук также начинается с плеч, затем следуют предплечье и кисть. Руки мягко округлены.

При выполнении движения плечо несколько раз подряд в момент опускается, а когда кисть заканчивает опускание, плечо вновь поднимается.

Гребень волны последовательно перекатывается от плеча к локтю, затем к лучезапястному суставу и к фалангам пальцев.

При этом фазы движения наслаиваются друг на друга — в одном суставе еще продолжается сгибание, а в следующем уже начинается разгибание. Амплитуда сгибаний и разгибаний небольшая.

Волнообразные движения руками весьма сложны по координации и обучать им следует лишь хорошо подготовленных гимнасток.

Волна вперед выполняется из стойки на носках, руки вверху. Движение начинается с полуприседа, после чего надо последовательно подать вперед колени, бедра, таз и туловище, в конце движения голову наклонить назад.

Руки из исходного положения дугами вперед опускаются вниз, затем дугами наружу переводятся в стороны и дугами назад поднимаются вверх. Из конечного положения волна может быть выполнена в обратном направлении. Для этого надо все движения выполнить в обратной последовательности.

Предварительно одна нога отставляется назад на носок.

При выполнении боковой волны все перечисленные движения делаются в лицевой плоскости.

Волнообразное движение туловищемвыполняется сидя на голенях, руки сзади, пальцы сцеплены.

Прогибаясь, наклонить туловище вперед (плечи и голова отстают), затем, выгибая спину, опустить плечи и голову. Последовательно выпрямляя поясницу, грудной отдел позвоночника и шейный, вернуться в и. п.

Упражнение выполнять в медленном темпе, плавно, слитно, без лишнего напряжения и остановок в наклоне в и. п.

Взмахи

Движение взмахом начинается рывком и продолжается по инерции. Окончание движения может быть пассивным (конечность падает под действием сил тяжести, после того как движение по инерции прекращается) и активным (конечность фиксируется в определенном положении).

Взмахи рукамиобычно изучают из исходного положения рук вправо (влево). Из этого положения руки взмахом переводятся по дуге вниз в противоположную сторону. Взмахи руками можно выполнять из других исходных положений, соединяя их с круговыми движениями руками, с различными наклонами и выпадами.

При взмахах туловищемрывок может быть осуществлен за счет резкого и энергичного движения в коленных или тазобедренных суставах или в плечевом поясе. Взмахи туловищем, так же как и волнообразные движения, целесообразно разучивать в положении сидя на пятках.

После освоения взмахов отдельными частями тела переходят к выполнению целостного взмаха.При целостном взмахе рывок в одном из звеньев тела сообщает движение другим звеньям.

Целостные взмахи могут выполняться из различных исходных положений и сочетаться с круговыми движениями руками, поворотами, заканчиваться прыжком и т. п.

Разновидности ходьбы, бега

Мягкий шагвыполняется с носка, широким перекатом на пятку, слегка сгибая опорную ногу. Руки свободно движутся в боковой плоскости. Все движения непринужденны и легки. Продвижение осуществляется без колебаний в вертикальной плоскости.

Перекатный шагвыполняется с носка на всю ступню перекатом. При постановке на пол нога слегка сгибается и выпрямляется при выносе другой ноги вперед. Амплитуда движений рук больше, чем в предыдущем шаге.

Пружинный шагсходен с перекатным шагом, но выполняется более пружинисто и упруго, с ярко выраженными колебаниями в вертикальной плоскости.

Острый шагвыполняется резко, отрывисто, нога ставится на полупальцы, подъем вытянут до предела, голень находящейся впереди ноги параллельна голени другой ноги.

Высокий шагвыполняется с высоким подниманием бедра, голень выносится махом вперед и держится параллельно опорной ноге, руки движутся свободно.

Широкий шаг— ходьба с выпадами. Нога, находящаяся сзади, прямая на носке, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо. Руки свободно движутся в боковой плоскости.

В соответствии с видами ходьбы различают и виды бега, которые называются аналогично (мягкий бег, перекатный бег и т. п.). Отличаются от ходьбы наличием безопорной фазы.

Прыжки

Прыжки в художественной гимнастике весьма разнообразны. Многие из них заимствованы из классических и народно-характерных танцев, но есть и свои, специфические. Из числа таких прыжков гимнастам доступны следующие: прыжок прогнувшись, взмахом, подбивной прыжок, скачок, открытый и закрытый прыжки. Все они широко применяются в вольных упражнениях, а в старших разрядах — в упражнениях на бревне.

Прыжок прогнувшисьвыполняется с места и с разбега. В полете тело прогнуто, голова откинута назад, руки взмахом поднимаются вверх, способствуя увеличению прогиба.

Прыжок взмахомвыполняется махом одной ноги с приземлением на обе. Взмах свободной ногой должен по времени совпадать с толчком опорной и взмахом руками вперед кверху. В прыжке голова приподнята, плечи слегка отведены назад.

Подбивной прыжокотличается от предыдущего коротким сгибанием маховой ноги в колене до касания стопой колена толчковой ноги. Толчковая нога в полете отводится назад, туловище прогнуто, голова откинута назад. Рука, одноименная толчковой ноге, поднимается вперед кверху, другая отводится назад. Приземление на обе ноги.

Прыжок прогнувшись Прыжок взмахом Подбивной прыжок

Скачок — прыжок вверх толчком одной ноги, сгибая другую вперед, с одновременным взмахом рукой, одноименной толчковой ноге, вперед, другой — назад. Движения руками могут быть и иными.

Открытый прыжоквыполняется толчком двумя ногами или одной ногой со свободным махом другой назад. В полете тело прогнуто, голова отведена назад, руки в стороны назад. Прыжок может выполняться плавно и резко.

Закрытый прыжоквыполняется толчком одной ногой или двумя ногами с одновременным сгибанием одной ноги вперед. В полете туловище согнуто, спина круглая, голова опущена, руки вперед.

Скачок Открытый прыжок Закрытый прыжок

Источник: https://pandia.ru/text/79/386/17838.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.