Периодичность осмотра страховочных привязей

Содержание

Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты

Периодичность осмотра страховочных привязей

Новые правила по охране труда при работе на высоте определяют методику периодических проверок СИЗ от падения с высоты.

Поскольку этот вопрос по-прежнему периодически возникает при общении с нашими клиентами (которые желают что-то нагружать или ломать у себя на производстве, а потом это нагруженное и почти поломанное выдавать работникам), мы приводим выдержки из Приказа 155н и разъяснения по ним.

Вот как звучит методика проверки предохранительных поясов согласно утративших силу правил по охране труда на высоте:
Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций. После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию. Новые правила определили иной порядок, но самое главное звучит в 95 пункте Правил:
Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях
не проводятся.
На этом можно было поставить точку, но раз уж мы начали эту тему, то постараемся её развить в необходимом объёме.
В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» вводится новое понятие «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты». «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты» относится к 3 группе по безопасности работ на высоте (п.11, приложение № 1 Правил-155н). По результатам проверок, на основании заключения компетентного лица происходит допуск СИЗ к дальнейшей эксплуатации или запрещение, отбраковка и списание.

Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе».

И в этом же пункте в примечании указывается, что «для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее 3-ю группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями (3-я группа и сертификат об обучении).

Срок периодических проверок устанавливает производитель и обычно составляет 1 год. При этом при использовании средств индивидуальной защиты от падения с высоты в тяжёлых условиях (во влажной среде, условиях возможного воздействия термических, механических, химических факторов), рекомендуется проводить проверки чаще. 
Несмотря на то, что каждый крупный производитель СИЗ имеет собственную методику периодической проверки выпускаемых им средств защиты, можно выделить следующие общие основные этапы периодической проверки:

  1. Анализ наличия и содержания сертификатов соответствия, инструкций производителя, маркировки
  2. Анализ истории эксплуатации или хранения средства защиты
  3. Визуальный и тактильный осмотр изделия
  4. Проверка функционирования
  5. Документирование периодической проверки
  6. Формулирование рекомендаций

Отсутствие сертификатов и маркировки на проверяемом изделии является поводом изъять эти изделия из эксплуатации. При наличии маркировки в первую очередь проверяется срок эксплуатации. У разных производителей и в разных странах сроки эксплуатации могут различаться. Так фирма Petzl (Франция) устанавливает на свои текстильные изделия срок применения не более 10 лет, а на металлические – не ограничивает. Текстиль имеет временное старение, поэтому, если привязь или синтетический канат хранились более 10 лет без использования, они все равно должны быть изъяты из эксплуатации. Если при проведении проверки вашего предприятия Трудовая или иная Инспекция обнаруживает не сертифицированные или не прошедшие периодическую проверку СИЗ, а уж тем более отсутствие необходимых СИЗ, то это грозит серьезными последствиями. С 2015 г увеличились штрафы за нарушения правил охраны труда и конкретно за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Согласно статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за эти нарушения грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 – 30 000 рублей; на организации 100 000 – 150 000 рублей.

Источник: https://sizcontract.ru/blog/teoriya/proverok-siz-ot-padeniya-s-vysoty/

Периодическая проверка страховочной привязи 2020

Периодичность осмотра страховочных привязей

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами.

Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность.

Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Страховочные привязи-проверка

Согласно требованиям охраны труда в Российской Федерации, компания, занимающаяся высотными опасными работами, должна обеспечить надежную защиту сотрудников.

Страховочные привязи обеспечивают дополнительную безопасность, страхуют сотрудников, учитывая особые условия труда.

На предприятии следует проводить тестирование данного оборудования, его результаты обязательно фиксируются на страницах специального журнала.

  • При обнаружении деформаций, надрезов, растягиваний материалов не использовать систему.
  • Периодические проверки оборудования проводятся 1 раз в 12 месяцев, о чем должна быть соответствующая запись.
  • Срок эксплуатации определен паспортным периодом, часто это 5 лет с момента выпуска.

Страховочная привязь

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма. Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

Высотные работы – это определённый риск, а потому при их выполнении предъявляются специальные требования не только к профессионализму и опыту участвующего специалиста, но и к тому страховочному инструментарию, которым он непременно должен быть обеспечен. Страховочные системы в зависимости от степени сложности выполняемых работ могут быть различной конфигурации и одна из них — страховочная привязь.

Периодичность проверки страховочных привязей

Внимание: В старых Правилах ПОТ Р М-012-2000 нижнее ограничение по высоте было 1,3 м, сейчас — 1,8 м над уровнем лесов или подмостков, а также 5 м высотой, причем угол должен быть не меньше 75°. В «Правилах…» изложено наилучшее определение работ на высоте, отражающее многие реальные аспекты.

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более; б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°; в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м; г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

2. На одетой привязи (системе) отрегулируйте длину лент таким образом, чтобы ремни и лямки плотно прилегали к телу, сначала пояс, потом набедренные и наплечные лямки. Проверьте правильно ли застегнуты пряжки (см.рис.3 с начала прямой, затем обратный ход, остаток свободного конца не должен превышать 5 см).

Сроки испытаний страховочных привязей

Удерживающие и страховочные системы и их компоненты УС I, УС II, УС I а, СС II, СУС II, УПР I, УПР II Д;Е;Ж, СПР II Д;Ж;Ж1;Ж2, СУПР II Ж, Жу, Ж4 ПАСПОРТ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Удерживающие и страховочные системы применяются как средства индивидуальной защиты человека от падения с высоты при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи и связи, нефтяных вышках, электрических и атомных станциях, в замкнутых пространствах, колодцах, траншеях и на других высотных сооружениях в различных климатических условиях при температуре окружающей среды от — 40°С до + 50°С. Удерживающие системы (УС) предназначены для предотвращение свободного падения, а также выполнения функций удерживания и поддерживания рабочего на заданной высоте и не предназначены для эксплуатации в качестве страховочных систем. Строп, привязь и амортизатор могут быть компонентами УС, СС и СУС, которые выпускаются изготовителем как в составе вышеуказанных систем, так и отдельно.

Систему или её компоненты считают выдержавшими испытания, если они сохранили несущую способность и не произошло каких-либо разрушений. На изделие (бирку или жетон) наносится маркировка даты проведения испытания методом, обеспечивающим её сохранность и читаемость до следующих испытаний.

Периодичность проверки или испытания страховочных привязей

Однако следует помнить: страховочная привязь не является абсолютным гарантом безопасности человека – методы защиты человеческой жизни и здоровья должны использоваться комплексно, требования безопасности соблюдаться неукоснительно, квалификация специалиста соответствовать высокому уровню.

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма.

Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

  1. Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
  2. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
  3. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
  4. Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.

Заполярный промальп форум

А к слову, гост ,которым размахивает начальник действует ли? И к вопросу о стендах,если уж мы совсем расфантазируемся,то наверное это больше РосПотребНадзор.Логично предположить,что у парней есть все возмыжные приборы,стенды,графики ,таблицы. ну в общем высший класс.

А представлять,что гдето рядом с 20-30 метровой скалой (высота 9ти этажки около30 метров,что имитирует рабочие высоты) кто-то будет скидывать манекен в поясах,пока те не порвутся что ли?а как он с манекеном будет высоту срыва имитировать и скорость падения до момента срабатывания страховки,чтобы кукла потяжелела в рывке до полутонны?

Обученный промальпу человек, наоборот сказал бы, что производители современного ИСС категорически против регулярных испытаний снаряжения высокими нагрузками, даже статическими.

Не помню где, но читал,что дело в применении синтетических волокон, которые под многократными “испытательными” нагрузками деформируются и теряют свои свойства.

Не знаю ни одного человека, который отдал бы свою страховочную систему на испытания, а после их успешных результатов продолжил бы в ней работать только дорвать ее до конца, чтоб узнать предельную нагрузку, а затем со спокойной душой купить такую же новую.

Проверка СИЗ от падения с высоты – Этапы, журнал осмотра

Периодичность осмотра страховочных привязей

Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.

Проводятся ли динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты?

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

С 2015 года все страховочные средства подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр.

Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.

2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему страховочного средства. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.

Компетентное лицо по проверке СИЗ

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
  • рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.

Он должен уметь:

  • определять и оценивать значимость дефектов;
  • устанавливать степень износа СИЗ;
  • инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
  • составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.

Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).

Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?

Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев.

Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования.

Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.

При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:

  • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
  • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
  • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

Срок годности для СИЗ от падения с высоты имеющих неметаллические элементы не должен превышать 5 лет. Для синтетических канатов — 2 года или 400 часов эксплуатации, для касок — 5 лет.

Подробнее про маркировку СИЗ от падения с высоты в статье.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Проверка страховочной привязи

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

Проверка стропов

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

Проверка канатов

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

Проверка зажимов

При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

  1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  2. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  3. Нити силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  4. Гибкая анкерная линия:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое воздействие;
    • грыжи;
  5. Защитные коуши и чехлы:

На функциональных пробах проверяют:

  • работу запирающего механизма;
  • эффективность работы возвратной пружины;
  • передвижение вдоль анкерной линии;
  • остановку при воздействии нагрузки.

Проверка соединительных звеньев

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Проверка спусковых устройств

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блок-роликов

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блокирующих устройств втягивающего типа

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Проверка касок

При визуальном осмотре каски обращают внимание на наличие трещин, отметин, оплавлений, следов химического воздействия. Проведение эксплуатационной проверки нацелено на оценку работы регулировочных механизмов головного, затылочного и подбородочного ремня.

Журнал осмотра страховочных привязей

По результатам осмотра страховочных привязей компетентное лицо заполняет журнал или отдельный формуляр. Требования к периодическому осмотру содержатся в ГОСТ 365-2010. Каждый производитель предлагает свой вариант бланка проверки СИЗ:

Источник: https://auditpb.com/stati/proverka-siz-ot-padeniya-s-vysoty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.