Политические нормы и традиции: примеры

Содержание

Нормативная политическая система

Политические нормы и традиции: примеры

Политическая система общества, опираясь на собственные экономические и политические, социальные и идеологические, а также нормативные основы, создает свой собственный базис, при помощи которого происходит ее развитие. Остановимся более подробно на нормативной основе политической системе, ответив на следующие вопросы:

  • что представляет собой нормативная основа?
  • каковы ее составляющие и назначение?

В первую очередь отметим, что она служит формой регулирования политических отношений, обеспечивая необходимый уровень организации, стабильности и устойчивости всей системы.

Замечание 1

Стоит также обратить внимание на тот факт, что в виду многообразия социальных норм, разные авторы выделяют разные составляющие нормативной основы.

С точки зрения одних, ее слагаемыми следует считать право, нормы общественных организаций, нормы «государственной и общественно-политической жизни».

Другие также относят нормы морали, права, общественных организаций, партийные решения, традиции политики, определенные обычаи.

Однако приведенные примеры также свидетельствуют о том, что неотъемлемым атрибутом нормативной основы всегда выступают социальные нормы, под влиянием которых и происходит название рассматриваемой основы.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Замечание 2

При этом важно сделать замечание, что далеко не все нормы будут образовывать основу нормативной системы. К числу необходимых норм следует относить только те из них, которые оказывают непосредственное регулирующее воздействие на отношения по осуществлению власти.

Таким образом нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:

  • нормы и принципы, наделенные политическим содержанием;
  • нормы и принципы актов партийных органов и общественных организаций;
  • традиции и обычаи политики;
  • нормы и принципы морали/нравственности.

Рисунок 1. Нормативная подсистема политической системы общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Акты нормативной основы политической системы общества

Самыми важными из их числа являются конституции. Своим содержанием он отражают духовный и политический, а также социальный и экономический строй. Поэтому конституции следует рассматривать не только с точки зрения правового или материального аспекта, но и в рамках других аспектов, которые способны отразить все стороны разных сфер общества.

Не стоит забывать, что довольно важную роль в данном случае имеет два аспекта: политико-идеологический и юридический. В связи с этим конституции можно разделить на две группы:

  • старые или традиционные, принимавшиеся в периоды правотворчества на Западе;
  • новые, появившиеся после Второй мировой войны.

Отдельно рассмотрим каждую из групп. Для большей наглядности приведем для начала ряд примеров. К первой группе относятся конституции: США, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Швейцарии и многие другие. Ко второй: Италии, ФРГ, Японии и Греции и другие.

Первая группа конституций была призвана отражать и защищать послефеодальную эволюцию на следующих этапах. Однако на отдельной «ступени» располагаются конституции Англии и Австрии, Ирландии и некоторых других государств.

Вторая группа была призвана отражать и закреплять лишь отношения, такие как общественные, институты или учреждения, которые, как было отмечено выше, складывались в период после Второй мировой войны.

Нормы права, составляющие конституции хоть и являются важной составляющей, но не исчерпывающей частью нормативной политической системы общества. В связи с этим отдельно остановимся на других составных частях нормативной политической системы.

Составные части нормативной основы политической системы

Как отмечалось выше, нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:

  • нормы и принципы, наделенные политическим содержанием;
  • нормы и принципы актов партийных органов и общественных организаций;
  • традиции и обычаи политики;
  • нормы и принципы морали/нравственности.

Важно отметить, что большое значение играют политические нормы, отражающиеся в уставах, нормативных актах.

Они образуются целостность и единство организаций, фиксируя единство власти – «превращение авторитета идей в авторитет власти».

Говоря о политических традициях и обычаях, следует понимать, что характерными для них чертами являются повторяемость, относительная устойчивость, преемственность, эмоциональность.

Примечателен также тот факт, что в современных политических отношениях применяется немалое количество обычаев и традиций, в качестве примера которых можно назвать:

  • функционирование политической оппозиции;
  • многопартийность;
  • существование принципа разделения властей и многое другое.

Особенностью таких традиций и обычаев является тот факт, что они очень тесным образом связаны с государством и его политической жизнью. В ряде случаев такая связь и сочетание приобретает санкционированный характер, в ряде случаев с законодательным закреплением.

Таким примером может служить Акт о министрах короны 1937 г, в котором законодательно закрепляется оппозиция. Из данного Акта следует, кого можно рассматривать лидером оппозиции, каким образом решается вопрос оппозиционной партии.

Вместе с тем, влияние политических обычаев и традиций не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а функционируют во всех возможных направлениях, конкретизируя определенные нормы поведения.

Однако такую же важную роль как традиции и обычаи играет и моральная основа политической системы, устанавливая к участникам отношений требования и обязанности шире, нежели возлагают другие нормы.

Нормы морали служат не только отражением общественных обязанностей, но и показывают процесс осознания личностью своего значения на уровне общества.

Одной из отличительных черт норм морали можно отметить тот факт, что благодаря своей гибкости принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно, не пересекаясь с другими принципами и нормами.

Отметим, что особенно важным для нормативной основы является тот факт, чтобы политические нормы опирались на нормы и принципы морали человечества, давай ей возможность пронизывать их и определять черты.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/normativnaya_politicheskaya_sistema/

Нормы религиозные, политические, корпоративные, морали

Политические нормы и традиции: примеры

Каждый вид норм отличается сущностью, составом и нормативными актами, регламентирующими их.

Религиозные нормы

Данная категория включает комплекс обязательных религиозных норм для прихожан, которые постановили различные церковные конфессии. Как правило, они вносятся в специальные книги, именуемые священным писанием:

  • Библия;
  • Талмуд;
  • Сунна;
  • Законы Ману.

Нормативные акты принимаются церковными обществами, собраниями духовенства и высшими чинами церкви. Нередко правила могут выноситься в качестве комментариев к отдельным частям текста в книгах.

Религиозные нормы регламентируют порядок проведения и соблюдения:

  • церковных служб;
  • обрядов;
  • постов.

Правила и акты могут быть представлены в виде нравственных указаний.

Пример 1

Например, заповеди, содержащиеся в Ветхом завете: не укради, почитай родителей своих, не убий и т.д.

В истории были периоды, когда религиозные нормы обладали юридическим характером. Чаще всего это было характерно для эпохи древности и Средневековья.

Пример 2

Например, каноническое право в средневековой Европе считалось незыблемым.

Однако и в современном мире встречается подобный подход к использованию религиозных текстов. Чаще всего это наблюдается в мусульманских странах, где Коран и Сунна имеют особое значение и важность. Также на начальном этапе существования СССР мусульманское право использовалось в отдельных областях Кавказа и Средней Азии.

На данный момент в большинстве цивилизованных государств власти не препятствуют свободному совершению различных церковных обрядов, если они не нарушают нормы действующего законодательства.

Такая деятельность не преследуется законом, но не имеет юридической значимости.

Однако, если совершаемые действия религиозного характера нарушают общественную мораль или связаны с насилием над личностью, они могут попасть под административную и уголовную ответственность.

Религиозные запреты и дозволения рассматриваются в качестве одного из способов взаимоотношения между людьми, который сформировался на протяжении длительной социальной истории. В большинстве случаев они выступают для нормализации человеческого существования, поскольку трактуются верующими, как источник мудрости и благоденствия.

Политические

Эта категория включает комплекс правил, на основе которых построены взаимоотношения между классами, нациями, сословиями, партиями и другими общественными объединениями, чья деятельность направлена на получение, удержание и использование власти. К политическим нормам относятся:

  • общие лозунги (строительство коммунизма, принцип народовластия, внедрение основ рыночной экономики и т.д.);
  • конкретные политические предложения (приватизация государственной собственности, внедрение местного самоуправления, программа по развитию экономики, пенсионные и налоговые реформы).

Политические нормы позволяют выражать гражданам классовые, коллективные и групповые интересы, давать оценку политической ситуации. Они часто присутствуют в:

  • идеях философов, политиков, партийных лидеров;
  • общих и конкретных программах;
  • публичных выступлениях;
  • структуре государственной власти;
  • уставах и программах партий и общественных объединений.

Взаимодействие норм может иметь общеподдерживающий, компромиссный или враждебный характер. На данный фактор влияют:

  • конкретные исторические условия;
  • соотношение классовых, религиозных и национальных сил;
  • уровень осознания общества и развития культуры.

Во избежание политического произвола и образования тоталитарного режима главенство принятых норм над правом не допускается. Они должны опираться исключительно на закон для сохранения демократического строя и цивилизованного гражданского общества. Если правительство не будет ограничено правом, интересы людей перестанут быть основным объектом деятельности властей.

Опиши задание

Корпоративные

Данная категория включает комплекс правил, известных также под названием «нормы общественных объединений». Они созданы для регулировки прав и обязанностей людей, состоящих в партиях, профсоюзах, добровольных обществах, в числе которых:

  • молодежные;
  • женские;
  • творческие;
  • научные;
  • культурно-просветительские;
  • спортивно-оздоровительные.

Кроме того, корпоративные нормы регулируют порядок создания и работы общественных объединений, включая полномочия и размер членских взносов, а также их взаимодействие с правительственными органами.

Они преподносятся в виде уставов и задокументированных правил, учитывая интересы членов определенной группы, и распространяются только на нее.

Если человек нарушит предписанные нормы, ему придется понести наказание в виде выговора, исключения из объединения или других мер воздействия.

Замечание 1
Комплекс корпоративных норм дополнительно включает уставы, учрежденные кооперативами и другими негосударственными коммерческими организациями.

Деятельность любого объединения также может регулироваться и юридическими нормами. Организация должна функционировать в соответствии с действующим законодательством. Сюда входит:

  • формирование правовой основы;
  • общий порядок создания и деятельности;
  • взаимодействие с органами правительства.

Каждое объединение имеет право существовать свободно, руководствуясь конституционными предписаниями. Ни один человек не может быть насильно заставлен вступить в какую-либо организацию и пребывать в ней.

Закон запрещает создавать объединения, которые будут вести преступную деятельность или использовать насильственные методы. У каждой организации должен быть список задач, предусмотренный уставом, за пределы которого не могут выходить ее действия.

Моральные

Определение 1

Мораль – термин, включающий представления людей о том, что такое добро и зло, честь, совесть, справедливость. Дословно данное определение переводится с латинского как «нравственный».

Граждане руководствуются моралью для оценки действий, совершаемых окружающими. Она включает в себя чувства, эмоции и переживания, которые испытывает человек, анализируя чужое поведение и поступки.

Мораль выступает в качестве формы общественного сознания. Как и право, она на протяжении истории развивалась и изменилась, отражая уровень развития общества. Моральные принципы формировались на основе социальной структуры и зависели от разных факторов:

  • национальных;
  • религиозных;
  • бытовых;
  • экономических.

В зависимости от исторического периода нормы морали могли совпадать или, наоборот, быть полностью противоположными друг другу.

Пример 3

Например, мораль в первобытном обществе, эпохе рабовладения, феодализма значительно отличалась от современного мира.

Совесть, порядочность, честность и осознание собственного долга являются высшими моральными принципами для человека. Он должен уметь давать личностную оценку не только окружающим людям, но и себе, оценивая собственное поведение.

В основе деятельности общества и взаимоотношений между людьми лежат нормы и принципы, которые вырабатывались человечеством на протяжении всего существования. Их список включает:

  • милосердие;
  • человеколюбие;
  • принципиальность;
  • справедливость;
  • трудолюбие.

«Золотое правило», включающее все гуманные взгляды, которые выработал человек, воплотилось в пословице: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Данный принцип лег в основу ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданин может осуществлять действия, не ограничивающие права и свободы других людей.

Вывод 1

С учетом всех перечисленных предписаний был сформирован последний вид социальных правил, которым стали нормы права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normy-religioznye-politicheskie-korporativnye-mora/

Политические нормы: примеры из жизни

Политические нормы и традиции: примеры

Политика – то, что всегда существовало, существует и будет существовать еще очень долгое время.

Система политических действий призвана к управлению некоторыми категориями территорий – начиная от стран и заканчивая различными поселками.

Политика для лучшего своего воздействия делится на различные партии и организации. Как же они взаимодействуют и помогают ли управлению – вот, что мы разберем в данной статье.

Что такое политические нормы?

Есть такие понятия, как политические субъекты – те, кто так или иначе связан с политикой и работает в этой области. Так вот, для лучшего и более эффективного управления между этими субъектами должен существовать некоторый нейтралитет.

Мы назовем это политическими нормами. Примером является регулирование отношений между данными субъектами, а точнее, партиями и организациями по поводу политической власти.

Естественным образом данные нормы имеют юридически закрепленные акты и документы (например, программы партий или конституции).

Причины появления

Появление политических норм связано с целым рядом причин, и это не учитывая основную цель – регулирование отношений между субъектами политики:

    во всем ищется смысл и выгода, поэтому создание норм свидетельствует о желании достичь определенных политических целей; данные нормы являются явным показателем деятельности политических индивидов; определяют права и обязанности каждого политического деятеля, что и позволяет при возникновении конфликтов предъявить определенное доказательство правоты, или опровергнуть ее; всегда появление таких норм зависело от самой ситуации в стране.

К сожалению, сейчас во многих странах практически невозможно установить нейтралитет между политическими партиями из-за многообразия их интересов. Большую роль также играет влияние общества – все-таки, кого избирать и на какой срок, решает население страны, – это также пример политических норм.

Правило достижения власти

Основным правилом достижения политической власти и есть политические нормы. Их используют для осуществления достижения определенных необходимых государству действий.

Несоблюдение данных норм грозит субъекту политическим наказанием или, как его еще называют, политическим насилием – негативными санкциями, угрозы применения средств и так далее. Напротив, соблюдение норм политических отношений – позитивными санкциями.

Государственные лидеры активно руководствуются данными факторами во избежание конфликтов и других политических проблем между партиями и организациями.

Деление на правовые и моральные нормы

Политические нормы всегда делятся на правовые и моральные, а они, в свою очередь, могут по-разному взаимодействовать.

Моральные нормы играют огромную роль в работе современной политики. Один политический философ Джон Ролз утверждает, что справедливость в данной сфере крайне важна, как и обоснованные факты для науки. Справедливость и совесть, свобода и равенство – вот факторы действия моральных норм в современной политике и пример политических норм.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Правовые же нормы имеют непосредственное отношение к самой политике. Такие нормы всегда зафиксированы юридически, например, различные конституции и акты.

Обычаи и традиции

Те обычаи, которые передаются из поколения в поколение в определенной стране, также влияют на ее развитие и политическую деятельность.

С одной стороной, рассматриваемые нами нормы не имеют ничего общего с культурой этнического населения, традициями и обычаями, но с другой – это именно то, что заведомо формирует данные нормы.

Примером из жизни политических отношений является Великобритания – страна, в которой вышеупомянутые нормы зафиксированы как закон. Однако этот закон там вступает в силу только из-за глубокого уважения населения и государственных лидеров к традициям страны.

Взять даже инаугурацию президента – не что иное, как формальность, обычай, традиция, которую соблюдают во всем мире из года в год. Но это и есть пример нормы политических отношений. Целью такого рода норм в политике является желание подчеркнуть всю значимость торжества, события и так далее; отдать дань уважения определенному национальному празднику.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Взаимодействие норм

Такое взаимодействие напрямую связано с ситуациями в обществе. Его определяют таким понятием, как отношение собственности.

Они выступают как нормы регулирования уже не политических субъектов, а субъектов всего общества, определяют отношения между различными классами.

Что тогда связывает данные порядки с политическими нормами? А то, что они регулируют все эти взаимоотношения, отталкиваясь от политической власти.

Таким же способом регулируются действия политических и правовых норм. Они, хоть и похожи, но управляются по-разному и имеют разные источники происхождения.

Если субъектом правовых норм руководит государство и власть, то в политических нормах управлением занимается множество субъектов, в разное время разными.

Получается так, что право начинает преобладать над властью государства, не позволяя не правового поведения в обществе.

var blockSettings12 = {blockId:”R-A-116722-12″,renderTo:”yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,async:!0}; if(document.cookie.indexOf(“abmatch=”) >= 0){ blockSettings12 = {blockId:”R-A-116722-12″,renderTo:”yandex_rtb_R-A-116722-12″,horizontalAlign:!1,statId:7,async:!0}; } !function(a,b,c,d,e){a[c]=a[c]||[],a[c].push(function(){Ya.Context.AdvManager.render(blockSettings12)}),e=b.getElementsByTagName(“script”)[0],d=b.createElement(“script”),d.type=”text/javascript”,d.src=”//an.yandex.ru/system/context.js”,d.async=!0,e.parentNode.insertBefore(d,e)}(this,this.document,”yandexContextAsyncCallbacks”);

Приоритет права над государством является обязательным фактором развития современного общества и его культуры. А все потому, что в погоне за властью про культурные обычаи политики достаточно часто забывают.

Политические нормы могут и не вступать во взаимодействие с культурными ценностями из-за того, что они могут отходить от идеальных принципов ведения политической жизни, или же не соответствуют условленной справедливости, равенству, свободе слова и так далее. В этом отображена суть их существования, динамика работы политических субъектов и взаимодействие с культурным миром.

В современном мире такие нормы показывают полноту политических знаний, характеризуют действия современных лидеров и регулируют отношения между партиями и другими субъектами политики; между политикой и культурным обществом.

Да, политические, моральные и правовые нормы, несомненно, нужны. Они не допускают конфликтных ситуаций в политике и не только, устанавливают определенное взаимодействие между политиками и населением, что очень необходимо современному обществу.

Источник: http://www.nastroy.info/post/politicheskie-normyi-primeryi-iz-jizni

Политические нормы: пример. Что такое политические традиции?

Политические нормы и традиции: примеры

Развитие государства во многом зависит от того, насколько фундаментальны и проработаны нормы, регулирующие те или иные процессы, происходящие на уровне политических институтов и общества. Какова специфика соответствующих механизмов? Какова роль политических норм для российского государства?

Определение термина

Рассматриваемая тематика имеет сложную структуру и заметный дискуссионный компонент. Первый аспект, в котором полезно рассмотреть политические нормы — определение.

Распространена трактовка, по которой под рассматриваемым термином следует понимать меры регуляции активностей в сфере государственного управления и области взаимодействия властных институтов, общества и индивидов.

Есть разные виды политических норм: они могут быть представлены в виде законов, традиций, обычаев, ценностных ориентиров, духовных и культурных приоритетов. Могут дополняться принципами — элементами, которые не носят характер регулирования, но часто играют не менее значимую роль, чем собственно нормы.

Но вне зависимости от конкретной разновидности, меры регуляции, о которых идет речь, касаются политической сферы общества.

То есть они затрагивают властные отношения, выборные процессы, работу общественно-политических объединений, активностей социальных и этнических групп.

Политические принципы и нормы могут реализоваться на различных уровнях — общегосударственном, региональном, муниципальном.

Меры регуляции, о которых идет речь, устанавливаются с целью обеспечения контроля со стороны государства и общества за коммуникациями с участием отдельных индивидов, классов, представителей политических партий и иных общественных объединений. Другая важная функция, которую выполняют политические нормы — защита интересов государства и граждан от внутренних деструктивных факторов и внешнего воздействия.

Смежный характер норм

Можно отметить, что меры регуляции, о которых идет речь, очень близки, а в некоторых случаях идентичны источникам регулирования процессов в обществе — социальным нормам. В ряде случаев их непросто разграничить в силу того, что объект контроля — один и тот же, а содержание регулирующих положений — схожее. Политические, социальные нормы часто рассматриваются в едином контексте.

В соответствии с одной из трактовок, рассматриваемые меры регуляции — частный случай социальных. Эта точка зрения близка тем исследователям, которые считают общество первичным в отношении государства.

Аналогичным образом понимаются и правовые нормы — то есть те, которые изложены в законах. То есть каким бы ни был тот или иной регулирующий механизм, он так или иначе будет соотноситься с общественной сферой.

Политические и правовые нормы будут частными вариантами социальных.

Рассмотрим то, как соотносятся рассматриваемые меры регуляции и политические ценности. Которые, как и принципы, также могут играть важную практическую роль. Политические ценности — это ориентиры, которые в большей степени соотносятся с моралью, чем с правом.

Следование им предполагает, что субъект соответствующих активностей — например, орган власти или конкретное должностное лицо на государственной должности – проявит свою волю не в силу требований, продиктованных полномочиями, а по причине следования неким общечеловеческим, гуманитарным соображениям.

В идеале политические ценности, если говорить о современных средах, в которых реализуются внутригосударственные и международные отношения, должны отражать интересы прежде всего граждан, а не властей.

Это обеспечивается демократическими процедурами, связанными с формированием тех или иных институтов государственного управления.

Если они функционируют на должном уровне, то проблем с сочетаемостью политических ценностей и интересов общества не будет.

Нормы и традиции

В начале статьи мы отметили, что одной из разновидностей политических норм могут быть традиции. Основное их отличие от принципов — в том, что они носят характер, не предполагающий их альтернативного понимания. Если принципы как-то нуждаются в объяснении, то традиции, как правило, нет. Они понятны большинству участников политических коммуникаций.

Носителями традиций могут быть самые разные субъекты, например, политические деятели, занимающие конкретную должность. Это может быть социум, который делегирует им властные или административные функции. Это может быть политическое или иное общественное объединение, которое следует тем или иным традициям в ходе работы с избирателями или в процессе решения текущих задач.

Значимость традиций

В ряде случаев рассматриваемые элементы регулирования могут заменять правовые нормы. Например, в силу их отсутствия или недостаточной проработанности и, как следствие, неэффективности. В этом случае традиции иногда именуются «правовым обычаем».

Например, внутренняя политика России предполагает их регулярное задействование, если речь идет о правоотношениях с участием субъектов из национальных республик.

Законодателю в этом случае проще довериться сложившимся в локальных обществах моделям поведения, чем разрабатывать отдельную правовую норму.

Традиции также могут быть элементом проактивной адаптации общества к новым реалиям или влиянию неких факторов, которые текущая законодательная база не предусматривает. При этом, если задействование традиций в целом становится адекватной реакцией политического субъекта на изменения, то они вполне могут стать основой для формирования соответствующих правовых положений.

Традиция — важнейший инструмент трансляции накопленного обществом в ходе исторического развития опыта участия в тех или иных политических коммуникациях.

Их наличие способствует выработке в социуме образцов реагирования на опасные с точки зрения устойчивости государства факторы.

Например, в случае напряженной внешнеполитической обстановки общество, имевшее исторический опыт участия в масштабных конфликтах, может проявить готовность к мобилизации всех сил на то, чтобы спасти свою страну.

Влияние традиций на сферы общественных коммуникаций

Политические традиции влияют не только на сферу, в которой реализуются властные отношения и функционируют государственные институты, но также и на иные области социальных коммуникаций.

Население РФ, которое традиционно характеризуется высоким уровнем патриотических настроений, с высокой вероятностью окажется готовым, например, не покупать товары импортного производства, попавшие под санкции.

В этом смысле прослеживается влияние традиции — любви к Родине — на уровне бизнеса, хотя на первый взгляд между данными сферами мало общего.

Политические традиции, как считают многие исследователи, формируют у людей поведенческие ориентиры, которые могут предопределять фундаментальность установок на реализацию тех или иных активностей.

Человек в случае появления неких факторов, повлиявших на формирование традиции в прошлом, может без лишней подсказки определить для себя оптимальную последовательность действий в той или иной ситуации.

Например, при появлении в числе кандидатов на высокую должность в государственной системе власти людей, поддерживающих отмену института лицензирования, назначающие их субъекты вспомнят, насколько эта мера в условиях строящейся капиталистической экономики в РФ может снизить качество многих товаров и сервисов, и не станут назначать данного человека на соответствующую позицию.

Традиции могут играть важную социализирующую и воспитательную роль. То есть люди в процессе взросления и приобщения к общественным коммуникациям, при наличии сильных политических традиций, не будут нуждаться в разъяснении вещей, которые предполагают их активное участие в тех или иных компонентах государственного строительства.

Какого рода сценарии здесь могут быть уместны? Например, человек, воспитанный на сильных политических традициях уважения к истории своей страны, скорее всего, не будет уклоняться от армии, а с удовольствием пойдет в нее служить. Он будет стремиться к освоению востребованной профессии с тем, чтобы приносить пользу государству.

Традиции — важный фактор укрепления государственности, особенно если говорить о ее российской модели. Так, современные принципы выстраивания внутрифедеративных отношений в РФ не появились случайно — они имеют длительную историческую традицию, фактически со времен Империи.

Тот факт, что народы России чувствуют себя комфортно и лояльно к центральной власти, обусловлено, как полагают исследователи, не совершенством правовой базы, а тем фактом, что это вполне фундаментальная историческая традиция.

Нации, входящие в состав РФ, прекрасно понимают, что, скажем, при большем уровне федерализации могут не справиться с возросшей нагрузкой на экономику, с возникновением новых, не характерных для прошлых лет социальных проблем.

Традиции особенно примечательны тем, что они, несмотря на свою фундаментальность, поддаются аккуратному видоизменению под влиянием тех или иных факторов — в данном случае тех, что связаны с развитием государства. Поэтому они часто рассматриваются исследователями как наиболее эффективные регулирующие механизмы, как самые корректные политические нормы. Пример мы отметили выше — уважение к истории своей страны.

Моральный аспект

Политические нормы могут быть представлены также моральными установками. Их главный признак — выражение воли, не продиктованной какими-либо предписаниями, традициями или принципами. Субъект политических коммуникаций может принять решение исходя из личного стремления помочь партнеру. Или, по крайней мере, не ухудшить его положения.

Мораль может предопределяться как индивидуальным видением человеком ситуации, так и установками, которые играют заметную роль в обществе либо отдельных его группах или объединениях — партиях, профсоюзных организациях, идеологических кружках.

Правовые нормы в политике

Право и политика — сферы, которые теснейшим образом связаны между собой.

Большинство решений, которые принимаются органами власти в современных государствах, так или иначе осуществляются в рамках юридически закрепленных механизмов.

Правовые нормы можно отнести к категории ключевых для сферы политики. Но важно то, как они будут толковаться. Также право и политика — явления, которые имеют одну принципиальную несхожесть. В чем она проявляется?

Дело в том, что в процессах с участием властных институтов очень часто принимаются решения проактивного характера, под которые попросту не разработана юридическая база или же она характеризуется явно устаревшими положениями.

Как правило, изданию того или иного акта законодателем предшествует некий прецедент, ставший поводом для разработки новой правовой нормы или корректировки существующей. Поэтому политические деятели часто принимают решения, которые могут не находить соответствия в действующем законодательном регулировании.

И это становится частым поводом для дискуссий, для обвинения тех или иных должностных лиц в несоответствии «нормам права».

Однако законодательный аспект регулирования политических коммуникаций очень важен с точки зрения обеспечения стабильности государственных институтов. Без него нельзя обойтись на современном этапе развития мирового сообщества.

И потому в большинстве развитых стран существует мощная законодательная база, регулирующая, где это возможно, различные сферы политических коммуникаций. Основной источник соответствующих норм — это обычно положения Конституции или заменяющего его свода законов.

Остальные правовые акты опираются на на них.

Безусловно, нормы могут характеризоваться одновременным влиянием законодательных положений, морали, традиций или принципов. В этом случае мы можем говорить, к примеру, о справедливом законе, соответствующем историческим предпосылкам и современным реалиям. Быть может, это идеальный сценарий, но все благонадежные субъекты политики стремятся к нему.

Критерии отнесения норм к политическим

Исходя из каких признаков те или иные регулирующие меры следует понимать как политические нормы? Пример подобного типа источника — Закон о выборах РФ. Данный правовой акт непосредственным образом касается политической сферы, а именно – процедур, связанных с делегированием властных полномочий населением страны на уровень федеральных органов власти.

Если рассматривать российские традиции, то какие из них могут пониматься как политические нормы? Пример данного типа регулирующих установок — поддержка населением РФ централизованной модели государственного управления, сильного федерального центра.

Именно этой традицией, когда ключевые решения должны приниматься в Москве, многие политологи объясняют тот факт, что россияне выбирают партии и кандидатов с консервативной философией, формирующих свои программы с акцентом на поддержание вертикали власти.

Эта традиция действует давно, и она имеет исторические объяснения. Россия всегда была де-факто унитарным государством с центростремительными политическими трендами в силу специфики своего формирования. Внутренняя политика России во многом строится исходя из подобной традиции.

Население осознанно делегирует основную часть властных полномочий Москве, однако ожидая от управленческих решений столицы соответствующих результатов.

Современные массовые политические партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР — так или иначе предполагают в ходе реализации своих программ следование указанной традиции. Все ключевые решения, независимо от того, кто выигрывает парламентские выборы, принимаются в Москве.

В числе моральных принципов также можно обнаружить политические нормы. Пример — установка правительства страны на списание внешних долгов в отношении стран, которые объективно не смогут рассчитаться по займам.

Вроде бы, с точки зрения права, государство вправе затребовать долг в полном объеме. Более того, политическая традиция может характеризовать кредитора как принципиального сборщика всех задолженностей.

Но не исключен сценарий, при котором власти страны-кредитора в силу моральных принципов примут решение списать долг.

Источник: https://FB.ru/article/186148/politicheskie-normyi-primer-chto-takoe-politicheskie-traditsii

Нормы права, морали, обычаи, традиции, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы

Политические нормы и традиции: примеры

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма – это технические условия.

Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.

) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая.

Существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма – это технические условия.

Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.

) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол-правовая. Эта норма регулирует отношения между людбми и внешним миром (природой и техникой), их субъектный состав связан не только с людьми.

Виды социальных норм. Общее и особенное в социальных нормах

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1. Социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2. Норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

3. Норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

К социальным нормам относится вся совокупность правил поведения, действующих в конкретном Г. К соц нормам прежде всего относ:

1. Нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не записаны, но общеизвестны.

2. Религиозные.

3. Нормы обществ. организаций (Устав АО)

4. Юридические нормы (тоже элемент соц. норм, но в своей реализацции опираются на возможность принуждения).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на: нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций).

Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций).

Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические

Норма права – это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1. Общеобязательность.

2. Формально-определённое правило поведения – это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте.

3. Гарантированность государством.

4. Системность.

5. Логичность.

Структура нормы права – это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): “Если…, то…, иначе…”.

Элементы структуры норм права:

1. Гипотеза – это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.

2. Диспозиция – это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

3. Санкция – это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.

Политические нормы сотавляют важную группу соц норм. Они регулируют отношения соц групп, классов, граждан к гос власти, отношения между классами, нациями, народами, взаимоотношения Г с другими организациями политич системы общества. Они более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью.

Единый субъект, устанавливающий нормы права – Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность. Они находят выражение в: политич декларациях, манифестах Г-в, политич партий, в конституциях Г-в и т.п.

Назначение религии – выработки “смыслов”, определение места человека в мире. Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения: 1. Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2.

Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.).

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзов, политических партий).

Корпоративные нормы весьма специфичны, и по ряду формальных признаков довольно схожи с правовыми нормами:

1. Текст нормы закрепляется в соответствующем документе.

2. Корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре.

3. Систематизированы. Пределом регулирования корпоративных норм являются отношения, не урегулированные юридическими нормами.

Особенности корпоративных норм:

1. Направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации;

2. Это нормы локального действия;

3. Фиксируются в уставах или иных аналогичных документах;

4. Подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г – соответствие законодательству;

5. Обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания – исключение из организации, общественное порицание и т.д. Они выражаются в: уставах объединений, учреждений, в положениях и др. актах.

Экономические нормы: им принадлежит важная роль в сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений и в определенной мере осуществляется гос регулирование с целью обеспечения развития производства.

Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями сельского хоз-ва, торговли, промышленности.

Эти нормы регул-т денежно-финансовую систему, деятельность банков, биржи, налоговую систему.

Обычаи: обычаями регулируются социальные действия, поведение людей в обществе. Обычай – это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Это привычная для членов общества форма социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер – нравы (в них находит выражение психология определенной соц-й группы).

Традиции: близки к обычаям в воздействии на жизнь людей. Это сложившиеся способы поведения людей, соц-х групп, передаваемые из поколения в поколение. Они, как и обычаи, обладают признаками устойчивости, но традиция представляет собой более широкое образование.

В качестве традиции проявляются определенные идеи, соц-е установления, ценности. Они полезны для общества В соц-й жизни, в области бытовых, семейных отношений, обычаи и традиции проявляются в обрядах – это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы (напр, свадебный обряд).

Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке – это ритуал (разновидность обыч и трад).

Эстетические: образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества, находит отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, этикете. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки, эстетических требований, соображений удобства.

Морали: нормы морали – это правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняются в силу внутреннего убеждения.

Общечеловеческие: это социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людямб соц-м группам, всему международному сообществу.

Источник: https://studopedia.ru/1_72266_normi-prava-morali-obichai-traditsii-religioznie-politicheskie-esteticheskie-korporativnie-i-inie-normi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.