Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

Охранная зона железной дороги сколько метров

Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

Приказ Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126
“Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог”

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 “О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 42, ст. 4385) приказываю:

Утвердить прилагаемые Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2008 г.

Регистрационный N 12203

Нормыотвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог

(утв. приказом Минтранса РФ от 6 августа 2008 г. N 126)

ГАРАНТ:

О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см. справку

I. Общие положения

1. Настоящие Нормы устанавливают нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования, а также нормы расчета охранных зон железных дорог, необходимых для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта.

2.

В полосу отвода на железнодорожном транспорте (далее — полоса отвода) входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В охранные зоны, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта (далее — охранные зоны) включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий, в том числе:

в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

в районах подвижных песков;

в местах расположения лесов, выполняющих функции защитных лесонасаждений, в том числе лесов в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

в местах расположения лесов, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность объектов железнодорожного транспорта.

3. Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с соответствующими санитарными нормами и правилами.

4.

При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность “отлета” с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Ширина полосы отвода должна соответствовать максимальной величине из составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

5. Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

6. Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.

II. Нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог

7. Ширина земельных участков (в метрах), отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств), устанавливается в соответствии с таблицей 1 для насыпей высотой до 12 метров и в соответствии с таблицей 2 для выемок глубиной до 12 метров.

Ширина земельных участков для насыпей высотой до 12 метров

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ, полоса отвода — территория по обе стороны шоссейной (ширина 25 м) или железной (50 м) дороги, изъятая из традиционных форм землепользования и переданная транспортным органам для организации защиты дороги от действия неблагоприятных факторов (в т. ч.

путем лесонасаждения), а также для строительства в ее пределах объектов, связанных с обслуживанием дороги. П.о. предохраняет дороги от неблагоприятных метеорологических факторов и ограничивает использование этой повышенно загрязненной территории. См. также Лесополоса.

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ — территория по обеим сторонам железкой и шоссейной дорог (и РФ до 50 м у железных и 25 м у шоссейных дорог в каждую сторону), переданная для эксплуатации транспортным организациям. Предохраняет дороги от неблагоприятных метеорологических факторов.

У полосы отчуждения по обеим сторонам должны быть устроены охранные полосы из древостоев шириной по 70 м.

Охранная полоса разбивается на две параллельные части; на более широкой, 50-метровой, прилегающей к полосе отчуждения, проводятся перпендикулярно к железнодорожному полотну борозды через каждые 50—150 м, а на другой, внешней 20-метро-вой полосе, примыкающей непосредственно к массиву леса, противопожарные борозды проводятся вдвое чаще — через 25—75 м.

Источник: https://zaiminasileni.ru/ohrannaja-zona-zheleznoj-dorogi-skolko-metrov/

Порядок использования полос отвода и охранных зон железных дорог

Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

2.

Установить, что при необходимости изъятия для нужд Российской Федерации земельных участков в целях формирования полосы отвода железных дорог:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принимает решение об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта осуществляет необходимые действия, связанные с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Министерству транспорта Российской Федерации в 3-месячный срок:

утвердить нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.

2.

В целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее – полоса отвода) и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования (далее – заинтересованная организация), обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

3. Постановка вновь образованных в границах полосы отвода земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

5. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

6. В границах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах железнодорожного транспорта наружную рекламу. Такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и не угрожать безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

7. Земельные участки (их части), расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны железных дорог (далее – охранная зона) в случае прохождения железнодорожных путей:

а) в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

б) в районах подвижных песков;

в) по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов;

г) по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей.

8. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (его территориальный орган) по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) принимает решение о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны в 2-месячный срок со дня подачи заинтересованной организацией:

а) заявления с описанием предполагаемых к установлению в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запретов или ограничений;

б) проекта территориального землеустройства, разработанного за счет собственных средств и содержащего описание границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны, установленных с учетом норм расчета охранных зон, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.

9. Решение Федерального агентства железнодорожного транспорта (его территориального органа) о включении земельных участков (их частей) в границы охранной зоны должно содержать установленные в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил запреты или ограничения.

К решению прилагается проект территориального землеустройства с описанием границ охранной зоны, границ земельных участков (их частей), расположенных в границах охранной зоны.

Указанное решение направляется заинтересованной организации в недельный срок со дня его принятия.

10. В границах охранных зон в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление следующих видов деятельности:

а) строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, удаление дернового покрова, проведение земляных работ, за исключением случаев, когда осуществление указанной деятельности необходимо для обеспечения устойчивой, бесперебойной и безопасной работы железнодорожного транспорта, повышения качества обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта, а также в связи с устройством, обслуживанием и ремонтом линейных сооружений;

б) распашка земель;

в) выпас скота;

г) выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

11. Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.

12. Постановка земельных участков, расположенных в границах охранных зон, на государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению заинтересованной организации или уполномоченного ею лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2006/10/20/jeldor-zony-dok.html

Полоса отвода железной дороги: нормативы, назначение, указатели

Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

Полосы отвода железных дорог представляют собой участки, предоставленные Правительством из специального фонда.

Они выделяются под прокладку ж/д полотна и инженерных коммуникаций, возведение искусственных сооружений, производственных и служебных зданий, установку устройств, стационарных площадок.

Из указанных признаков становится понятно, в чьей собственности полосы отвода железных дорог – в федеральной. Рассмотрим далее подробно особенности этих участков.

Основные элементы

В пределах рассматриваемых участков размещаются:

  1. Защитные лесонасаждения.
  2. Земляное полотно с водоотводными, искусственными сооружениями.
  3. Снегозащитные заборы.
  4. Ограждающие конструкции. Они служат для предотвращения выхода животных и людей на рельсовое полотно.
  5. Ограждающие устройства и конструкции на участках высокоскоростного движения составов.
  6. Путевые и прочие здания, линии энергоснабжения и связи, иные ж/д сооружения и установки.

Границы полосы отвода обозначаются специальными знаками. Их устанавливают по внешнему периметру на:

  • Поворотных участках.
  • Прямых отрезках пути не дальше 250 м друг от друга, на кривых – при радиусе 600 м и больше – через 1/10 радиуса, менее 600 – через 50 м.

Начальная и конечная точки кривых отрезков границ закрепляются граничными знаками.

Основные правила работы на участках, выделенных под прокладку ж/д полотна и строительство обслуживающих его сооружений, устанавливает ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”. В нормативном акте предусматриваются запреты на:

  1. Размещение капитальных сооружений, многолетних зеленых насаждений и прочих объектов, способных ухудшить видимость и создать угрозу для безопасности движения составов.
  2. Строительство и размещение зданий, ведение сельскохозяйственной деятельности в местах расположения канализационной и водопроводной сети, водозаборных сооружений, прочих инженерно-технических коммуникаций.

ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” предписывает:

  1. Не допускать разрастания сорняков и древесно-кустарниковых насаждений на участках прилегания территории к сельскохозяйственным угодьям. Запрещено также скопление порубочных остатков, валежника, сухостоя, ГСМ.
  2. Отделять полосу отвода железной дороги от опушки лесного массива противопожарной опашкой. Ширина ее должна быть 3-5 м. Отделение можно провести минерализованной полосой. Ее ширина должна быть не меньше 3 м.

Специальные правила

Размещение ЛЭП, инженерно-технических коммуникаций, нефте- и газопроводов, линий связи и прочих линейных объектов в пределах полосы отвода железной дороги разрешено по согласованию с владельцем ж/д инфраструктуры.

На договорных условиях допускается установка наружной рекламы на постоянных заборах, откосах выемок, строениях и иных сооружениях.

Монтируемые конструкции должны соответствовать требованиям законодательства, не создавать угрозы для безопасности эксплуатации и движения составов.

Уход за состоянием участков и наблюдение возлагается на бригадиров пути, ж/д мастеров и прочих ответственных лиц. Сколько метров полоса отвода железной дороги? Ширина участка определяется в зависимости от:

  • Конфигурации (поперечного сечения) полотна.
  • Габаритов искусственных сооружений.
  • Рельефа местности.
  • Наличия особых природных условий (участки, находящиеся на болотистой территории, на слабом основании, с подтоплением, на оползнях, в зоне образования оврагов, на вечной мерзлоте и так далее).
  • Необходимости создания охранной зоны, защитных сооружений от песчаных/снежных заносов.
  • Заселенности местности.

Так, ширина полосы отвода железной дороги (в метрах) для насыпи высотой 1 м при поперечном уклоне до:

  • 1:25 – 24;
  • 1:10 – 21;
  • 1:5 – 23.

Указанные параметры действуют в отношении полотна 1, 2, 3 категорий проектирования.

Дополнительные факторы

При проектировании новых ж/д сооружений, в том числе линейных объектов, усиления действующих дорог, производственных сооружений, населенных пунктов и пр. на территориях ведения сельскохозяйственной деятельности учитываются:

  1. Стоимость участков.
  2. Ставка налога.

При принятии решения о выделении земли для железнодорожного транспорта необходимо обеспечить максимальную экономию территории сельхозугодий. Размещение ж/д инфраструктуры на особо ценных участках допускается в исключительных случаях.

К таким территориям относят осушенные и орошаемые площади, пашни, наделы, занятые многолетними плодовыми растениями и виноградниками и пр.

В исключительных случаях допускается прокладка ж/д полотна на особо охраняемых участках, имеющих культурно-историческое, рекреационное, оздоровительное значение.

Правила выбора площадей

Полоса отвода железной дороги должна находиться на территории несельскохозяйственного назначения или непригодной для ведения с/х деятельности. Допускается размещение ж/д инфраструктуры на угодьях худшего качества, имея их в виду и тогда, когда для их освоения требуются специальные инженерные мероприятия.

Объекты следует сооружать преимущественно на территориях, не покрытых лесным массивом. Это могут быть вырубки, прогалины, редины, гари. Допускается использовать участки, занятые малоценными культурами и кустарниками.

ЛЭП, линии связи, прочие коммуникации, которые выходят за пределы полосы, размещаются вдоль дорог, границ площадей севооборотов.

Обоснование проекта

Выбор участков для сооружения и эксплуатации объектов ж/д транспорта, установки охранных зон, должен подтверждаться тщательными техническими и экономическими расчетами, доказывающими целесообразность использования территории. При этом должны быть рассмотрены разные варианты возможного их размещения с учетом рационального использования местности. В расчет принимаются:

  • Размер оплаты за приобретение участков.
  • Величина налога.
  • Компенсация потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием территорий.
  • Расходы на проведение минимального объема природоохранных мероприятий.

Временное пользование

Земельные участки отводятся учреждениям и предприятиям ж/д транспорта на правах аренды. Организациям во временное пользование предоставляются наделы, необходимые:

  • На период сооружения новых дорог.
  • Для усиления и переустройства эксплуатируемой инфраструктуры для размещения стройплощадок, звеносборочных и механизированных баз, маломощных карьеров, складов стройматериалов, подъездных путей, технических сооружений, разных установок, определенных проектом.

Сельскохозяйственные площади, участки лесного фонда, выделенные во временное пользование, по окончании срока аренды приводятся в состояние, пригодное для их использования по прямому назначению.

Полотно на перегонах

Ширина участков, выделенных для прокладки полотна, определяется на основании правил проектирования, закрепленных в нормативном документе “Ж/д колеи 1520 мм”. Если сравнить фото железных дорог, можно увидеть, что насыпи сооружены из разных материалов.

В качестве них, например, выступают глинистые, выветривающиеся скальные, крупнообломочные с глинистыми добавками грунты, пылеватые, недренирующие, мелкие пески.

Если при сооружении насыпи используются дренирующие пески, слабовыветривающиеся и крупнообломочные грунты (с песчаным заполнителем), ширину участка можно уменьшить на 1 м.

Нюансы

Как видно из фото железных дорог, ширина участка, по которому проходит полотно, различается. Так, при размещении ж/д 1 и 2 кат.

на несельскохозяйственных территориях либо на площадях, которые не пригодны для ведения с/х деятельности, допускается устанавливать ширину, большую стандартной на 4 м. Это необходимо для устройства впоследствии дополнительного (второго) пути. При размещении ж/д 1 и 2 кат.

на территории сельхозназначения либо на площадях лесного фонда РФ дополнительная ширина участков выделяется в охранную зону. В ее пределах запрещено возведение капитальных объектов и высадка многолетних культур. Ширина участков сразу устанавливается под 2 пути для ж/д 1 и 2 кат.

, располагаемых в выемках, глубина которых больше 6 м, и при скальных грунтах, на прижимах рек, вне зависимости от высоты откоса, и на крутых косогорах.

Ширина участков, выделенных для полосы отвода, определяется в проекте, если глубина выемок и высота насыпей больше стандартных, а конфигурация полотна имеет отличия от поперечных (типовых) профилей.

Аналогичное правило действует и в случае, когда рельеф горный или холмистый, грунты слабые и залегают в основании насыпи, а также при прочих особых условиях.

Ширина участков, выделяемых для расположения полотна на перегонах, определяется в документации при проектировании на местности:

  1. Где глубина выемки и высота насыпи больше 12 м.
  2. При крутизне откосов, отличающейся от типовых параметров.
  3. При расположении насыпи на косогоре круче 1:5 и выемки на косогоре круче 1:3. Если последние располагаются на оползневых и неустойчивых косогорах, ширина участка определяется вне зависимости от крутизны.
  4. При пересечении подтопляемыми/затопляемыми насыпями, фильтрующими в том числе, речных пойм, глубоких оврагов, мелких озер.
  5. При расположении насыпи на слабом основании, а также возведении ее с запасом на осадку.
  6. При устройстве выемки, глубина которой больше 2 м, в глинистом грунте, пылеватых и мелких песках, быстровыветривающихся скальных грунтах.
  7. При расположении насыпи на болотистой местности, на мокром основании с выходами ключей.
  8. При расположении полотна на участках с развитием (в том числе возможным) осыпей, обвалов, лавин, карстовых полостей, селей, каменных россыпей, пучин, оврагов.
  9. При устройстве выемок в переувлажненном грунте и вскрывающих водоносный горизонт.
  10. При разработке выемки и возведении насыпи методом гидромеханизации.
  11. При устройстве полотна на вечной мерзлоте, в сейсмической местности, в районе, где распространены подвижные пески.
  12. При разработке выемки взрывами на выброс.
  13. При устройстве в массивах с пластами осадочных пород или отдельных слоев изверженных пород при уклоне в сторону пути более 1:3.

Ширина полосы может определяться с использованием компьютерной программы, учитывающей конфигурацию полотна, особенности рельефа и природных условий, а также экономические факторы.

Порядок определения параметров в проекте

Ширина участков, которые отводятся для расположения полотна на перегонах, устанавливается с учетом ряда условий и правил. В частности:

  1. Если необходимо заложить резервы для возведения насыпей, то их следует располагать с нагорной стороны. Данные мероприятия, а также отсыпка кавальеров при разработке допускаются только на территориях несельскохозяйственного назначения либо площадях, непригодных для ведения с/х деятельности.
  2. При устройстве высоких насыпей, на местности при небольшом поперечном уклоне (до 1:10), допускается расположение резервов с обеих сторон. Их глубина и ширина проектируется в соответствии с потребностями в объемах грунта для сооружения и обеспечения водоотвода.

Указатели

Нормативными актами предусмотрены различные путевые знаки. Все их можно объединить в 2 группы: основные и особые. К первым относят:

  • Километровые столбы.
  • Уклоноуказатели.
  • Пикетные столбики.

Особыми знаками считаются указатели:

  • Границ полосы отвода.
  • Предельного водного горизонта и высоты волны.
  • Оси пассажирского сооружения.
  • На линейных зданиях.
  • Скрытых сооружений полотна.
  • Номер стрелки.
  • Реперы.

Ж/д пути необщего использования

К этим объектам законодательство предъявляет особые требования. В частности, конструкция и состояние агрегатов и сооружений, находящихся на таких путях, должны соответствовать СНиП и обеспечивать пропуск составов с допустимой нагрузкой, локомотивов, используемых для обслуживания инфраструктуры.

На каждый железнодорожный путь необщего пользования должен быть техпаспорт, план, продольный профиль и чертежи объектов. Примыкание восстановленных, строящихся или новых сооружений производится по правилам, установленным Правительством. Порядок утвержден Постановлением №233.

Согласно Правилам, для примыкания реконструируемых, строящихся либо восстановленных ж/д путей к существующим дорогам общего пользования необходимо получить разрешение. Для этого владелец объекта обращается в Росжелдор.

Данная структура уполномочена принимать решения по вопросам, относящимся к сфере железнодорожного строительства и эксплуатации ж/д объектов, на основании полномочий, установленных нормативными актами РФ.

Источник: https://FB.ru/article/322048/polosa-otvoda-jeleznoy-dorogi-normativyi-naznachenie-ukazateli

Зона отчуждения железной дороги

Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ, полоса отвода — территория по обе стороны шоссейной (ширина 25 м) или железной (50 м) дороги, изъятая из традиционных форм землепользования и переданная транспортным органам для организации защиты дороги от действия неблагоприятных факторов (в т.

ч. путем лесонасаждения), а также для строительства в ее пределах объектов, связанных с обслуживанием дороги. П.о. предохраняет дороги от неблагоприятных метеорологических факторов и ограничивает использование этой повышенно загрязненной территории. См. также Лесополоса.

ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ — территория по обеим сторонам железкой и шоссейной дорог (и РФ до 50 м у железных и 25 м у шоссейных дорог в каждую сторону), переданная для эксплуатации транспортным организациям. Предохраняет дороги от неблагоприятных метеорологических факторов.

У полосы отчуждения по обеим сторонам должны быть устроены охранные полосы из древостоев шириной по 70 м.

Охранная полоса разбивается на две параллельные части; на более широкой, 50-метровой, прилегающей к полосе отчуждения, проводятся перпендикулярно к железнодорожному полотну борозды через каждые 50—150 м, а на другой, внешней 20-метро-вой полосе, примыкающей непосредственно к массиву леса, противопожарные борозды проводятся вдвое чаще — через 25—75 м.

При рубке древостосс, вплотную подступающих к полосе отчуждения, должны быть оставлены в качестве охранных опушек лиственные древостой полосами шириной до 20 м.

Несколько таких зеленых поясов (2-3), проводимых вдоль и поперек полосы отчуждения, могут служить хорошей преградой для огня.

Учитывая затруднения, с которыми связано воспитание таких охранных полос в непосредственной близости от откосов полотна, Д. Николаев предложил другую схему противопожарных мероприятий вдоль железных дорог.

Эта схема представляется в таком виде. На полосе отчуждения удаляются все деревья и кустарники. Остатки сжигаются в кучах. Трава выкашивается и сено немедленно удаляется за пределы полосы отчуждения.

Клетки запасных шпал окружаются противопожарными бороздками.

Для железных дорог полоса отчуждения, на которой не должно быть жилых строений и сельскохозяйственных угодий, устанавливается в 150 м.

Для автодорог это расстояние зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются время эксплуатации дорог, рельеф местности, напраление господствующих ветров, влажность воздуха, высота бровки.

Учеными разработаны экологические нормативы, в основу которых положена методика расчета ширины зоны загрязнения свинцом придорожных территорий вблизи автомобильных дорог, где не должны размещаться сады, огороды, приусадебные хозяйства, словом, возделываться земли.

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения).

Минимальные расстояния учитывают степень взрывопожароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопроводов.

Минимальные размеры санитарных разрывов приведены в приложениях СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

По отношению к железнодорожным путям должна строго проводиться система специальных противопожарных профилактических мероприятий. Полоса отчуждения должна быть свободна от легко воспламеняющихся материалов.

Гербициды, как и новейшие пестициды, впервые начали широко применять вскоре после второй мировой войны.

Сначала их использовали для расчистки полос отчуждения линий электропередач, затем для расчистки полос отчуждения железных и шоссейных дорог, для борьбы с сорняками в сельском и лесном хозяйстве и, как это ни печально, для уничтожения посевов и дефолиации лесов во время военных действий.

Гербициды оказались весьма ценными при избирательном применении в сельском хозяйстве и лесоводстве, однако эффективность их при неизбирательном применении, особенно при сплошном опылении обширных площадей, влияние которого на структуру экосистемы точно предсказать невозможно (параллель со злоупотреблением пестицидами), вызывает все больше сомнений.

Установлено, что по меньшей мере 20 млн. га п -лос отчуждения в США подвергались обработке гербицидами от 1 до 30 и более раз (Эгглер, 1968). Хотя иногда такие опыления и необходимы, в большинстве случаев они носят настолько неселективный характер, что их нельзя оправдать ни с экономической, ни с экологической точки зрения.

Условия передачи хозяйственно-бытовых и промышленных стоков в канализационные сети определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений. загрязняющих веществ в почвах вне сани-тарно-защитной зоны или полосы отчуждения предприятия не должно превышать их ПДК.

Животный мир. Прокладка газопровода внесет дополнительный элемент к факторам беспокойства и изменению мест обитания редких видов животных Мурманской области.

На стадии проектирования, а тем более, строительства, могут быть уничтожены места гнездования редких видов.

Особого внимания потребует изучение полосы отчуждения в лесотундровой и в труднодоступных глухих местах таежной зон, где еще сохранились редкие виды.

Охранная зона железной дороги

Также уязвимы компоненты приморских и морск экосистем.

Противопожарные борозды устраиваются, во-первых, вдоль линии железной дороги: две-три — по одной стороне и две-три — по другой и, во-вторых, поперек направления железно- дорожной линии.

Таким образом, распространению огня в сторону от железнодорожной линии будут препятствовать продольные борозды, а распространение его вдоль полосы отчуждения будут прекращать поперечные борозды.

Об охранной полосе с такими противопожарными бороздами можно судить по схеме, предложенной Д. Николаевым, представленной на рисунке 11.

свинца и кадмия в верхнем слое почвы (0—10 см) превышает ПДК в 100 м от автомагистралей при отсутствии защитных лесополос. Соединения тяжелых металлов из почв попадают в растения и так далее по биологическим цепочкам.

Особенно опасно попадание свинца, кадмия и других тяжелых металлов в плодово-ягодные культуры, растущие на огородах в полосах отчуждения дорог. Снижению вредных выбросов от двигателей внутреннего сгорания способствует тщательная регулировка топливной аппаратуры с целью достижения полного сгорания топлива.

Однако это не уменьшает выбросов особо опасных веществ, являющихся именно продуктами сгорания. Значительный эффект в снижении загрязнений воздуха автотранспортом может быть достигнут при массовом переводе его на дизельное и газовое топливо.

Однако этот процесс, начатый у нас в стране, сдерживается трудностями технологического порядка. Например, при использовании газового топлива точность изготовления топливной аппаратуры необходимо повысить в 2—3 раза, чтобы исключить утечки газа еще до попадания в камеру сгорания.

Иначе токсичность и летучесть природного газа сводят «на нет» весь экологический эффект от его сгорания в двигателе. А эффект этот значительный — в выхлопе газовых двигателей отсутствуют тяжелые металлы и бенз(а)пирен.

Уничтожение сорняков, подобно уничтожению вредных насекомых, необходимо для эффективного ведения сельского хозяйства.

Высокая стоимость работ, связанная с использованием ручного труда на прополке и корчевании кустарников, делает широкое использование гербицидов неизбежным.

Кроме того, гербициды также используются для уничтожения нежелательной растительности вдоль шоссейных дорог, в полосах отчуждения и в лесах. В определенных условиях гербициды могут применяться как дефолианты.

Конопля сорная (дикая, сорнополевая) — Cannabis ruderalis lanisch.— относится к семейству коноплевых. По внешнему виду похожа на культурную коноплю, являясь ее специализированным сорняком. Распространена в средних и южных районах европейской части, Сибири, Казахстане, Средней Азии, Урале, Кавказе..

Распространение конопли часто носит очаговый характер. Растение предпочитает плодородные почвы, засоряет коноплю посевную, гречиху, просо, широко произрастает по обочинам дорог, насыпям, полосам отчуждения, залежам, балкам и в других местах.

Используется в медицине, а также при защите растений как отпугивающее средство против тли, блошек, жуков, клопов.

ЛЕСОПОЛОСА — искусственные защитные насаждения деревьев и кустарников в виде ленты. Плотные Л. сажаются без просветов по всему профилю вертикальных ярусов насаждения. Продуваемые Л. сажаются с просветом (60%) в нижней части деревьев; в верхней их части просветы отсутствуют. Ажурные Л.

сажают с просветами (45—55%) по всему профилю . Л. предназначены для защиты дорог, полей от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для улучшения микроклимата, выполнения санитарно-гигиенических и эстетических функций и др. См.

также Ажурность лесной полосы, Защитное лесоразведение, Полоса отчуждения.

Территория любого города с ландшафтной точки зрения представляет собой сочетание большего или меньшего набора фаций, отличных своими условиями для городских птиц.

Большая часть городских территорий застроена, в том числе селитебная часть, представленная одноэтажной и многоэтажной застройкой, обычно с высокой степенью асфальтового покрытия и однорядным озеленением улиц, а также территории промышленных объектов.

Долю своеобразия вносят в городскую черту участки естественных местообитаний (река и пойменные участки, озера, болота, островки леса и пр.) или их аналоги (парки, полосы отчуждения вдоль железных дорог, лесополосы, пустыри).

Количество и качество таких включений, а также степень фрагментации (или, наоборот, компактности) ландшафтных разностей в основном и определяют своеобразие «орнитофаунистичес-кого лица» города.

ОАО “РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ”

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 октября 2006 г. N 2101р

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА И ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Объявляю для руководства постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 “О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог”.

Президент ОАО “РЖД”
В.И.Якунин

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2006 г. N 611

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОС ОТВОДА И ОХРАННЫХ ЗОН ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Источник: https://berkutgun.ru/zona-otchuzhdenija-zheleznoj-dorogi/

Дома и участки в полосе отвода (менее 100 метров от железной дороги). Какое у них будущее? Есть ли шанс на успех?

Полоса отчуждения железной дороги сколько метров

Есть возможность купить участок в СНТ в Калужской области.

Преимущества: цена – относительно прочего подобного, почти даром. (Хотя и многие сотни тысяч, конечно). Место устраивает. Рядом идут поезда – что ещё надо для хорошей жизни. Почти полное безлюдье. Одна линия садовых участков, с одной стороны железная дорога, с другой стороны – лес.

Благодаря выходу к лесу, есть мысль, можно самозахватить ещё почти столько же, потом теоретически может быть шанс легализовать. (Самозахватывать допустимо только под огород, не следует вырубать деревья и строить что-то капитальное).

С дровами на первых порах можно обойтись своими силами – таскать валежник из вплотную прилегающего леса.

Недостатки. Разумеется, есть.

Очень спорный юридический статус. Покупка предлагается по книжке садовода. Приватизация – окажется ли возможна?

Участок находится на удалении от 25 до 50 метров от железнодорожного пути, то есть в полосе отвода железной дороги. Что это означает и к чему приведёт? Вот это главный вопрос.

Полоса отвода железной дороги – не нашёл однозначных данных, сколько это. Разные источники сообщают про 50 метров и 100 метров. В разных случаях может быть по-разному. Но похоже, что 100 метров – “верхний” предел, 50 метров “нижний” предел. И ближе 50 метров – однозначно полоса отвода, и запрещено строить капитальные постройки.

Хотя и строят в огромном количестве, даже и в десяти метрах. Ибо “дубовость” законов компенсируется “липовым” исполнением. Есть дома в 10 метрах от рельсов, построенные в середине XIX века, но есть и новые.

Земля в полосе отвода считается федеральной собственностью в долгосрочной аренде ОАО “РЖД”.

Кадастровая карта https://rosreestronline.ru/ показывает, что местонахождение участка земли, который, возможно, я бы купил, находится на стыке между полосой отвода железной дороги и землёй лесничества. Отдельные садовые участки никак не показаны. В то время как во всех соседних СНТ в “нормальных” местах, то есть не вплотную к железной дороге и не под ЛЭП – показаны.

Если построю дом, вложив в этом миллионы – не снесут ли? Обнадёживает тот факт, что случаи сноса построенных домов у нас – огромная редкость, но всё же.

Если самозахвачу прилегающий участок леса так, чтобы дом оказался на удалении хотя бы 51 метр от железной дороги на земле лесничества – что тогда? На участок нет кадастрового плана, не вообще никаких серьёзных документов, только книжка члена СНТ, где не указаны точные координаты, да и площадь можно вписать какую угодно. Если самодеятельно расширить участок, как можно доказать, что он самозахвачен, а не был таким изначально?

Ну и вдобавок, там нет вообще ничего. Абсолютно ничего, даже электричества. На первых порах можно использовать бензогенератор, но это может быть только временной мерой. Электричество тянуть 800 метров! 1 столб – 20 000 рублей, вроде бы. В любом случае это сотни тысяч, даже если удастся найти других желающих, ибо желающих почти не будет.

СНТ “полудохлое”. Вообще не факт, что юридически как-то оформлено. Есть заброшенные участки и только два более-менее серьёзных дома. Но и в них нет электричества, только бензогенераторы. Примерно 1 литр бензина на три часа. Все владельцы домов живут в квартирах поблизости и не считают нужным тратить сотни тысяч на проведение электричества.

Трудные размышления – имеет ли смысл, или это могут быть напрасно потерянные деньги и напрасный труд?

Купить как традиционную дачу, для выращивания огурцов и отдыха, без серьёзного дома? Но даже и в этом случае непонятно, какое будущее и удастся ли потом продать хоть за сколько-то?

Из http://infojd.ru/dop/rfoto.html Москва, район Ховрино. Последние дни садового товарищества «Железнодорожник» вблизи Петербурго-Московской железной дороги. 15 мая 2013 года. Вместо него теперь – ужасный “асфальтовый ад”. Наиболее вероятно, что граждане лишились всего, без какой-либо компенсации.

Проблема гораздо шире. У нас огромное количество подобных участков менее чем в ста и даже менее чем в пятидесяти метрах от железной дороги. (Я считаю, что вполне разумный отступ – десять метров). Очень много гаражей.

Огромное количество бывших железнодорожных жилых казарм, построенных ещё в XIX веке, которые бывают и вовсе в одном метре от габарита пути, и там уже 150 лет живут люди.

Та казарма, что на фотографии – подальше от путей, но меньше 10 метров.

И я не считаю, что там плохо живут. Но они полностью бесправны: это жильё не их, приватизировать, по всей видимости, невозможно.

Из http://infojd.ru/dop/poezdka2014mziv.html Вокзал на станции Максатиха. В нижней части здания – зал для пассажиров и служебные помещения железной дороги, на втором этаже – квартиры. Люди живут тут ровно 150 лет. Бологое-Рыбинская железная дорога вместе со всеми постройками открыта в 1870 году.

Из http://infojd.ru/dop/poezdka2014mziv.html Разъезд Шишково. Железнодорожная казарма. В отличие от предыдущего здания с совмещёнными функциями, она является жилым домом и ничем больше. Здесь тоже живут ровно 150 лет.

Я понимаю обоснованность широкой полосы отвода там, где в будущем возможно строительство дополнительных путей. На Петербурго-Московской железной дороге можно строить третий и четвёртый пути – более того, возможно, уже пора.

Можно допустить, что однопутная железная дорога Бологое – Сонково – Ярославль когда-нибудь станет двухпутной. Но невозможно представить третий путь на участке Бекасово – Тихонова Пустынь.

Равно как и второй путь на участке Голутвин – Озёры http://infojd.ru/06/oziory.html .

Cчитаю, что в ряде случаев полоса отвода должна быть сокращена до 10 метров, а участки, дома и гаражи, которые расположены менее чем в 100, но более чем в 10 метрах от железнодорожного пути, должны получить право на приватизацию!
Проблема является серьёзной, затрагивает немалые массы населения и требует вывода на более высокий уровень обсуждения!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/infojdru/doma-i-uchastki-v-polose-otvoda-menee-100-metrov-ot-jeleznoi-dorogi-kakoe-u-nih-buduscee-est-li-shans-na-uspeh-5f1d95d66d89d83ccb46551b

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.