Порядок выделения земельных участков под кладбище

Правовой режим земельных участков, предназначенных для гражданских захоронений

Порядок выделения земельных участков под кладбище

Еремина Кристина Константиновна,
Омская юридическая академия, Омск
Научный руководитель: Маланина Екатерина Николаевна (и. о. заведующего кафедрой, ОмЮА)

В состав земель РФ, исходя из земельного законодательства РФ, входят земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с п. 1 ст.

94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко – культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. В свою очередь, земли особо охраняемых территорий и объектов включают в себя земли историко – культурного назначения, под которые подпадают земли военных и гражданских захоронений. Земли историко – культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 ЗК РФ). Что касается земельных участков, занятых захоронениями, правовое регулирование отношений, связанных с погребением умерших, осуществляется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Однако указанный Закон не содержит такого понятия, используемого в ЗК РФ, как «земли захоронений». Вместе с тем, в ст.

4 Закона о погребении упоминаются «места погребения», которыми являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.[1] Можно предположить, что понятие земельного участка, занятого захоронениями, можно применять равнозначно с терминами «кладбище» и «место погребения». Места погребения могут быть:

– по принадлежности – государственные, муниципальные;

– по обычаям – общественные, вероисповедальные, воинские;

– по историческому и культурному значению – историко – мемориальные.

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).[2]

Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. Среди них наиболее острыми являются противоречия правовых норм, пробелы в праве, отсутствие четкого правового регулирования по ряду таких вопросов, как:

– статус мест погребения, правовой режим земель кладбищ, допустимые формы собственности на земли мест погребения, возможность передачи муниципальных земель кладбищ в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и т. п.;

– правовой статус специализированной службы по вопросам похоронного дела (как органа местного самоуправления, муниципальной организации или любого хозяйствующего субъекта, наделенного данным статусом);

– орган или организация, уполномоченные осуществлять выделение мест под захоронение, регистрацию захоронений, установление режима работы мест погребения;

– правовой режим предоставленных гражданам для захоронения земельных участков на местах погребения и прочие.

Стоит отметить важный момент, что выделение (предоставление) участков под захоронения и регистрация захоронений не названы Федеральным законом № 8 – ФЗ среди полномочий органов местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, что позволяет предположить, что данные функции не рассматриваются им как властные полномочия. А исходя из положений ч. 2 ст. 7, ч. 1 и 3 ст.

18 Федерального закона № 8 – ФЗ следует, что именно специализированная служба по вопросам похоронного дела (а именно, создаваемая органами местного самоуправления организация) правомочна принимать решения о выделении земельных участков для захоронения на территории общественных кладбищ (в свою очередь, специализированная служба, не орган местного самоуправления, а создаваемая им организация).

Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 8 – ФЗ земельные участки для погребения гарантируются гражданам и предоставляются бесплатно, а нормы такого предоставления устанавливаются органами местного самоуправления.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом № 8.

  Отсюда следует, что специализированная служба обязана бесплатно выделить любому гражданину соответствующий земельный участок с соблюдением установленных ФЗ № 8 критериев выбора и порядка.

Предоставление мест под захоронение кардинально отличается от предоставления гражданам земельных участков в порядке, установленном земельным законодательством.

Так, в соответствии с земельным законодательством земельные участки под захоронение предоставляются всем без исключения гражданам на равных основаниях и, как правило, на безвозмездной основе; кроме того, участки земли предоставляются гражданам не в собственность или пользование.

Таким образом, для предоставления места под захоронение не требуется какого-либо административного решения, связанного с переходом прав на земельный участок.

Надо сказать, что вопрос о том, на каком юридическом праве и соответственно с заключением или без заключения какого-либо специального договора предоставляются земельные участки под захоронение, – это еще один пробел законодательства о погребении и похоронном деле, но по сложившейся практике предоставление гражданам земельных участков под захоронение не влечет возникновения у них каких-либо вещных или обязательственных прав на него. [3]

Исходя из вышеупомянутого, следует, что земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Таким образом, участок земли под захоронение не выступает товаром на рынке ритуальных услуг, его предоставление является публичной услугой, и наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела функцией по ее предоставлению не может рассматриваться как совмещение функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, влекущее ограничение конкуренции. В подп. 9 п. 4 ст. 27 ЗК прямо установлено, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями, изъяты из оборота, т.е. данные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.[4] В предмет регулирования Закона о погребении отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением местами погребения, не входят и иных норм, касающихся прав собственности на земельные участки, занятые местами погребения, и ограничений их оборотоспособности, в Законе о погребении не содержится.

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

2.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/80dce8588aec56c31d6512f018b0d8f5decb92d2/

Источник: http://conf.omua.ru/content/pravovoy-rezhim-zemelnyh-uchastkov-prednaznachennyh-dlya-grazhdanskih-zahoroneniy

Правовой режим земель, предназначенных для захоронения

Порядок выделения земельных участков под кладбище

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос современного земельного права – регламентирование использования такого вида земель, как земли для захоронений (погребений).

Автор исследует отдельные нормы земельного, градостроительного и гражданского законодательства, в том числе и подзаконных нормативных актов. Приводится понятие земель для захоронения, а также рассматривается порядок их предоставления и использования.

Ключевые слова: земли захоронений, земли для погребения, кладбище, земельные участки.

   В российском законодательстве существует классификация земель, согласно которой, земли подразделяются по их назначению. Так, выделяют земли под строительство, под дачные участки, земли специального назначения. Особое место в структуре земель занимают участки, отведенные под захоронения. Данный вопрос всегда остается наиболее актуальным, так как с каждым годом растет необходимость в предоставлении все больших площадей под кладбища. Речь о данных землях пойдет в настоящей статье.   Итак, правовое регулирование земельных участков, предназначенных для захоронений умерших, осуществляется на основе норм Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле»[1]. Но существенным недостатком данного ФЗ является то, что в нем отсутствует понятие «земли захоронений», которое используется в Земельном кодексе РФ[2]. Однако, если мы обратимся к статье 4 настоящего Закона, то увидим, что в ней фигурирует такой термин, как «места погребения». Данные участки земли отводятся согласно этическим, санитарным и экологическим требованиям, на которых сооружаются кладбища в целях захоронения останков умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших[2].  Таким образом,  полагаем, что понятие земельного участка для захоронений тождественно таким понятиям, как «кладбище» и «место погребения».   В пристальном внимании нуждаются проблемы, существующие на сегодняшний день в области функционирования похоронной отрасли в России. Что касается правового регулирования данной сферы, то оно осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Немаловажным также становится использование судебной практики в области эксплуатации кладбищ.   Выше нами уже упоминался наиболее важный нормативный документ в сфере регулирования похоронной отрасли – ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 года. Вместе с тем, данный документ – не единственный, регулирующий подобные правоотношения в РФ. Поскольку процесс похорон в России является ритуальным обрядом, то важная роль принадлежит Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». П. 2 ст. 16 данного Закона закрепляет правила совершения религиозных обрядов, богослужений и церемоний: их совершение допускается «на кладбищах и в крематориях»[3].   Пункт 2 статьи 15 ФЗ о погребении и похоронном деле устанавливает, что места погребений могут быть вероисповедальными. Но кроме вероисповедальных, законом в п. 1 ст. 18 могут предусматриваться также общественные и воинские кладбища. Назначение общественных кладбищ – осуществление погребений умерших согласно их личному волеизъявлению, или же на основании решения, вынесенного специализированной службой по вопросам похоронного дела. Вместе с тем, погребение на общественном кладбище также может осуществляться «с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций», о чем прямо указано в п. 2 ст. 18.   Но что следует понимать под вероисповедальным кладбищем? Статья 19 вышеуказанного Закона содержит данное определение, кроме того, определяет основные принципы, согласно которым функционируют такие кладбища.  Пункт 1 настоящей статьи гласит, что назначение вероисповедальных кладбищ заключается в том, что на их территории могут быть захоронены умершие одной веры. Деятельность таких кладбищ регулируется органами местного самоуправления, но не единолично. Согласно п. 2 ст. 19, органы местного самоуправления должны согласовывать свои действия с соответствующими религиозными объединениями. Но если такие кладбища располагаются в сельских поселениях, то граждане, как правило, самостоятельно поддерживают их функционирование.   Одной из главных проблем, существующей в области функционирования мест захоронения, является землепользование, которое включает в себя создание и эксплуатацию кладбищ. Правовое регулирование землепользования в целях захоронения осуществляется на основе норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Так, пункт 1 ст. 99 Земельного кодекса[2] устанавливает назначение земель, на которых осуществляются гражданские и военные захоронения. Такие земли отнесены к землям историко-культурного назначения. А данный вид земель, согласно их целевому назначению, входит в категорию особо охраняемых территорий и объектов. Данное положение закреплено пп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК РФ[2]. Допускается использование такой категории земель только строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого, согласно п. 2 ст. 99 ЗК РФ, недопустимо.

Если Земельный кодекс относит кладбища к историко-культурным землям, то согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса, территории кладбищ и крематориев являются зонами специального назначения.

   Выше нами были рассмотрены основные источники федерального уровня, регулирующие земельные правоотношения в области захоронений. Среди подзаконных нормативных актов, имеющих важно значение, стоит назвать Постановление от 28 июня 2011 года № 84 [4]. Данное постановление в пункте 3.1 содержит рекомендацию по размещению мест захоронений: следует принимать во внимание вероисповедание и обычаи умерших, в связи с чем, создавать обособленные специализированные участки кладбищ.   Кроме того, в вышеназванном документе содержится требование о рекультивации территорий кладбищ и их участков. Так, повторно использовать территорию, на которой располагалось место захоронения, разрешается по истечении 20-летнего срока с того момента, как место захоронения было перенесено. Но использовать такие земли можно только в целях насаждений. Запрещается на территории бывшего места погребения возводить строения, сооружения, здания. Также под запретом осуществление погребений на закрытых кладбищах.   Территориальные нормативы для размещения кладбищ установлены Постановлением от 25 сентября 2007 года № 74 [5]. Указанный документ устанавливает допустимую площадь для кладбищ, относящихся к смешанному и традиционному захоронению, площадь которых составляет от 20 до 40 га: их санитарная зона должна быть не менее 500 м, кроме того, не допустимо размещать кладбища, площадь которых свыше 40 га.   Важным моментом в Законе о погребении и похоронном деле является то, что передача общественных кладбищ в ведение хозяйствующих субъектов, даже специализированных служб, не предусмотрена. Это обусловлено тем, что земли, предоставленные под кладбища, не являются землями коммерческого пользования, т.е. их нельзя передавать в аренду или хозяйственное ведение. Подтверждением этому служит Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 17206/10 от 18 мая 2011 года[6]: если кладбище находится в ведении хозяйствующего субъекта, а субъект, в свою очередь,  наделен полномочиями выделять земельные участки под кладбища, то такое положение дел является существенным противоречием действующему законодательству.   Что касается проблем, которые наиболее остро стоят сегодня в сфере предоставление мест захоронений, то среди них следует отдельно отметить правовые коллизии, наличие существенных законодательных пробелов, а также отсутствие четкого и слаженного механизма регулирования. Это отражается особенно ярко в тех вопросах, которые касаются:   – правового статуса мест захоронений, режима земель, выделенных под кладбища, форм собственности на земли мест погребения, которые допустимы законом, а также возможности установления статуса объекта гражданско-правовых отношений для муниципальных земель кладбищ: их передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление и т.д.;   – правового статуса специализированной службы, ведающей вопросами погребения;   – полномочий специального органа (организации), который бы выделял места под захоронения, осуществлял их регистрацию, а также ведал вопросами установления режима работы мест захоронения;   – правового режима, согласно которому гражданам для захоронения предоставляются земельные участки.   Относительно предоставления земельных участков для погребения, вышеупомянутый Федеральный закон №8-ФЗ в ст. 16 закрепляет гарантии бесплатного предоставления гражданам после смерти участков для погребения. Порядок предоставления и нормы определяется органами местного самоуправления. Следовательно, на основании данного закона, любой гражданин вправе получить на бесплатной основе земельный участок под соответствующие цели, который должен предоставляться специализированной службой.   Важно учитывать существенные различия в порядке предоставления гражданам мест под погребение от того порядка, согласно которому, гражданам предоставляются земельные участки иного назначения, согласно земельному законодательству. Главными отличиями является безвозмездность предоставления участков под захоронение, равенство всех граждан в правах на их получение (т.е. отсутствуют какие-либо категории лиц, которым не предоставляются данные участки), и третье отличие – земельные участки под захоронение не могут предоставляться в пользование или на праве собственности[7]. И здесь, на наш взгляд, следует добавить, что вопрос о юридическом основании предоставления участков для погребения (договор, иное соглашения), остается открытым, так как на сегодняшний день он до сих пор не решен, что является еще одним пробелом действующего законодательства о похоронном деле.   Таким образом, по итогам исследования мы приходим к выводу, что земли, предоставляемые для погребений – это особая категория земель, правовое регулирование которой кардинально отличается от земель обычного гражданского оборота. Так, земли, выделенные под общественные кладбища,  не являются коммерческими землями, т.е. запрещается их передача в аренду, хозяйственное ведение и пр. Это объясняется наличием закрепленных в законе гарантий со стороны государства бесплатного предоставления мест для погребения гражданам.   Вышеизложенное означает, что земельные участки, выделяемые под погребение, не являются субъектов товарооборота на рынке ритуальных услуг, а предоставляется публично. Также отметим, что не может расцениваться как совмещение полномочий органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов полномочия специализированной службы, которая предоставляет гражданам участки под захоронение. Кроме того, правовое регулирование вопросов захоронения в РФ является многоотраслевым (здесь применимы различные правовые нормы-  гражданского, земельного, градостроительного права, а также санитарные правила и нормы).

   Список литературы

Источник: https://legalbook.ru/zemelnoye-pravo/139-pravovoj-rezhim-zemel-prednaznachennyh-dlja-zahoronenija.html

Оформление участка на кладбище и перерегистрация захоронений

Порядок выделения земельных участков под кладбище

Несмотря на значительную долю кремаций, количество захоронений гробом продолжает превалировать в общем объеме погребений в Москве и МО.

Таким образом, вопросы об оформлении участка на кладбище, регистрации и перерегистрации ответственного за захоронение, разделении ответственности внутри одного захоронения, а также правах и обязанностях родственников усопшего остаются крайне актуальными.

Оформление любого захоронения, прежде всего, требует получения определенных документов. В первую очередь в морге, куда поступило тело покойного, необходимо получить медицинское свидетельство о смерти. После этого в отделе ЗАГС (МФЦ) по месту регистрации или смерти покойного необходимо оформить гербовое свидетельство о смерти.

*Помимо гербового свидетельства о смерти, в отделе ЗАГС также выдают справку о смерти по форме №33. Эта справка необходима для получения пособия на погребение.

Как заказать новое захоронение?

В настоящий момент новые захоронения осуществляются либо на открытых кладбищах Москвы, либо на сервисных участках закрытых кладбищ (также известных как семейно-родовые захоронения). Стоимость услуг по погребению на открытых кладбищах минимальна, так как администрация кладбища располагает свободными участками и не проводит специальных мероприятий по подготовке места для захоронения.

Статус открытых кладбищ имеют те кладбища, которые располагают свободными участками для новых захоронений. К таким кладбищам относятся Хованское кладбище, Щербинское кладбище, Алабушевское кладбище, а также ряд кладбищ Новомосковского и Троицкого административных округов.

Подробнее о тарифах на захоронение на кладбищах Москвы – в статье «Новые тарифы на захоронения гробом в Москве».

Сервисные участки закрытых кладбищ представляют собой места под новые захоронения, образованные путем перепланировки территории закрытых кладбищ. Специальная подготовка участка отражается на стоимости услуг по захоронению. В результате, стоимость погребения на закрытых кладбищах Москвы становится значительно выше, чем на открытых.

Подробнее о сервисных участках (участках под семейно-родовые захоронения) – в статье «Семейно-родовые захоронения на кладбищах Москвы».

Заказ нового участка на кладбище может быть осуществлен как родственниками усопшего, так и человеком, не состоявшим с покойным в родстве. Заказ захоронения производится через администрацию кладбища при предъявлении:

  • гербового свидетельства о смерти,
  • паспорта заявителя.

Как заказать захоронение в родственную могилу?

Если родственники усопшего располагают родственным захоронением на одном из кладбищ Москвы, они имеют право захоронить усопшего на данном участке, при условии наличия свободного места для еще одного захоронения в ограде либо «гробом на гроб» при истечении санитарного срока с момента последнего захоронения (15 лет). Оформление родственного захоронения на кладбище производится ответственным за захоронение либо при наличии нотариально заверенной доверенности от ответственного за захоронение.

Для оформления родственного захоронения (захоронение в родственную могилу) на кладбище потребуется обратиться в администрацию кладбища и предоставить:

  • гербовое свидетельство о смерти,
  • документы, подтверждающие родство покойного с ранее захороненными на участке (свидетельство о рождении, свидетельство о браке),
  • паспорт заявителя (ответственного за захоронение),
  • паспорт (удостоверение) на захоронение.

Любые действия по захоронению в родственную могилу должны производиться непосредственно ответственным за захоронение и с его согласия. Все случаи подхоронений и эксгумаций без извещения ответственного за захоронения являются незаконными.

Можно ли приобрести участок на кладбище заранее?

В последние годы среди жителей столицы появилась тенденция заранее выбирать участок на кладбище, в том числе и под семейно-родовые захоронения. В этом случае участок «бронируется» с учетом нескольких захоронений. Объединение усопших родственников в одном месте значительно облегчает уход за захоронением, а также сокращает затраты на содержание отдельных могил.

Подробнее о сервисных участках (участках под семейно-родовые захоронения) – в статье «Семейно-родовые захоронения на кладбищах Москвы».

Какие документы нужно предъявить в день похорон на кладбище?

В день похорон в администрацию кладбища необходимо предоставить следующие документы:

  • свидетельство о смерти,
  • паспорт заказчика,
  • счет-заказ на ритуальные услуги,
  • удостоверение на могилу,
  • квитанцию об оплате захоронения.

Что такое паспорт захоронения и зачем он нужен?

Паспорт (удостоверение) на захоронение – документ, который оформляется при заказе участка на кладбище и свидетельствует о согласии администрации кладбища предоставить данный участок для погребения, а также правах ответственного за захоронение на бессрочную аренду данного участка и его праве осуществлять захоронения на вверенном ему участке. В паспорте на захоронение указываются:

  • имя ответственного за захоронение,
  • имя захороненного на участке, дата рождения, смерти и захоронения на кладбище,
  • адрес кладбища,
  • участок и номер захоронения,
  • размер участка,
  • дата выдачи удостоверения.

Удостоверение на захоронение должно иметь подпись руководителя уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела и соответствующую печать.

Удостоверение на могилу является крайне важным документом, обеспечивающим соблюдение прав ответственного за захоронение. При наличии правильно оформленного паспорта захоронения ответственный за могилу обезопасит себя от незаконного захвата участка или части его территории, несанкционированных захоронений и подхоронений и самовольной установки надгробных сооружений.

Кто такой ответственный за захоронение? Какими правами и обязанностями он обладает?

Ответственный за захоронение – лицо, на которое был выписан паспорт (удостоверение) на захоронение. Как явствует из названия, ответственный за захоронение – это тот человек, который обладает правом осуществлять захоронения на участке, а также устанавливать надгробные сооружения (памятник, цоколь, ограду).

Осуществление захоронений или установки надмогильных сооружений без согласия ответственного за захоронение являются незаконными.

При осуществлении новых захоронений на участке, ответственному за захоронение необходимо обратиться в администрацию кладбища лично либо оформить нотариально заверенную доверенность на родственника или иное лицо, осуществляющее захоронение от имени ответственного за захоронение.

Если вы являетесь ответственным за захоронение и обнаружили, что на вашем участке было совершено несанкционированное захоронение, вы можете обратиться с письменным заявлением в администрацию кладбища, отдел по работе с населением ГБУ «Ритуал» (если кладбище относится к Москве) или добиться соблюдения закона через суд.

Источник: https://www.mos-ritual.ru/informatsiya/stati/oformlenie-uchastka-na-kladbische-i-pereregistratsiya-zahoroneniy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.