Правила процедуры проведения международных конференций

Международные конференции: понятие, виды и этапы прохождения

Правила процедуры проведения международных конференций

Определение 1

Международные конференции – это встреча официальных представителей стран для диалога о вопросах, которые представляют взаимный интерес. Важно отметить, что различные варианты наименований конференций, будь то конгресс, совещание, встреча, и так далее, не несут в себе особого юридического значения.

Можно провести аналогию между международными конференциями и международными организациями, которые имеют много сходств как правовые институты: в обоих событиях присутствуют официальные представители стран.

Для правильного функционирования конференций создаются рабочие органы, такие как комитеты и комиссии. Главным же отличием конференций от международных организаций является временность существования конференций.

Виды конференций

Существует несколько видов конференций:

  • Конференция, создаваемая как часть международной организации;
  • Конференция, создаваемая вне международной организации;
  • Конференция, имеющая региональный или универсальный характер;
  • Конференция, созванная с участием руководителей государств или конференция с участием министров иностранных дел, послов, и т.д.

Международные конференции и международное право, не являются кодифицированными. Источниками этого института являются различные соглашения, нормы, и акты, созданные международными организациями.

Среди последних можно отметить Правила процедуры для созыва международных конференций государств от 3 декабря 1949 года, а также Правила общей классификации различных категорий совещаний, созываемых ЮНЕСКО, основанные в Париже в 1966 году.

Совещания, в свою очередь, можно поделить на несколько групп: совещания представительного характера и совещания непредставительного характера.

Совещания представительного характера также делятся на несколько видов:

  • Основными участниками являются государствами или правительства;
  • Основными участниками являются межправительственные организации;
  • Основными участниками являются международные неправительственные организации.

Определение 2

Совещания непредставительного характера представляют собой собрания, на которых участники лично себя представляют. Основными участниками принято считать тех, кто пользуются личными правами и имеют право голоса, если того может требовать случай.

Опиши задание

Категорий непредставительного вида совещаний больше, чем представительного:

  • Международные конгрессы;
  • Консультативные комитеты;
  • Комитеты экспертов;
  • Семинары;
  • Курсы по подготовке и повышению квалификации;
  • Симпозиумы.

Неправительственные конференции

Определение 3

На собраниях подобного типа можно увидеть представителей международных неправительственных организаций, межправительственных организаций, решения которых будут представлены либо организациям, являющимися участниками конференции, либо членам конференций.

Инициаторами конференций обычно являются одна/несколько стран или международная организация. Перед созывом конференции проходят переговоры, определяющие время и место проведения конференции, круг участников, и обсуждается основная повестка дня. Во время конференции могут принимать участие наблюдатели, которые, впрочем, не будут иметь права решающего голоса.

Порядок и регулирование конференций

Определение 4

Процедура проведения конференции регулируется регламентами, которые были утверждены участниками конференции, или же органами, созвавшими международную конференцию.

Обычно, для проведения конференции, создаются необходимые комитеты, такие как комитет по проверке полномочий, комитет по обеспечению должного функционирования, комитет по обсуждаемой повестке собрания, комитет по подготовке решения, и другие. Решения, предложенные на конференции, принимаются в ходе ания и достижения консенсуса. Каждая делегация/представительство имеет право на один голос.

Акты конференции могут содержать договоры в текстовом виде, подготовленных в ходе конференции.

К примеру, Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (созданная в Стамбуле 21 ноября 1997 года) принята Конференцией полномочных представителей стран, являющихся членами ОЭСР.

Стоит отметить, что некоторые документы, созданные на конференциях, являются независимыми источниками МП (к примеру, Заключительных акт конференции государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 года).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/mezhdunarodnye-konferentsii/

Правила процедуры проведения международных конференций

Правила процедуры проведения международных конференций

С предложением о созыве конференции могут выступать одно или несколько государств или международная организация.

Подготовка конференции начинается с определения цели ее созыва, формирования повестки дня. Согласование мнений государств относительно созыва происходит по дипломатическим каналам или в рамках специальных консультаций. Определяя круг участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства исходят из целей и характера конференции.

Если конференция созывается в рамках или под эгидой межправительственной организации, время и место ее созыва фиксируются в соответствующих резолюциях этой организации. Проводится конференция либо в штаб-квартире международной организации, либо по приглашению какого-либо государства – члена организации на его территории. Деятельность многих конференций протекает в форме сессий.

Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Каких-либо единых правил процедуры для проведения конференций не выработано, но практика привела к тому, что условно можно говорить об обычных нормах в этой области. Правила процедуры регламентируют:

  • – порядок утверждения повестки дня;
  • – выборы руководящих органов конференции;
  • – порядок образования вспомогательных органов – комитетов и рабочих групп, а также избрание их председателей и докладчиков.
  • – порядок формирования и обязанности секретариата конференции;
  • – установление необходимого кворума для начала работы;
  • – полномочия председателя;
  • – очередность выступлений;
  • – порядок внесения предложений и поправок;
  • – условия участия наблюдателей;
  • – порядок изменения процедур и др.

Голосование на конференции обычно проводится поднятием рук или вставанием, однако любой представитель может потребовать поименного ания. При поименном ании вызывается каждое государство, и его представитель отвечает обычно “да”, “нет” или “воздерживаюсь”.

Если ание на конференции осуществляется с помощью механического оборудования, то ание, которое не заносится в отчет о заседании, заменяет ание поднятием рук или вставанием, и ание, которое заносится в отчет о заседании, заменяет поименное ание.

Если на конференции проводится ание без вызова государств, участвующих в ней, любой представитель может потребовать провести такое ание, которое заносится в отчет о заседании ания.

Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения по существу может требоваться квалифицированное большинство, но процедурные решения всегда принимаются простым большинством.

Языки, на которых ведется работа на конференциях, делятся на официальные (на которых можно произносить выступления и на которых издаются все официальные решения) и рабочие (на которых ведутся протоколы). Как правило, рабочими языками являются лишь несколько из числа официальных.

Большинство международных межправительственных конференций проводится в целях принятия международных договоров (дипломатические конференции). Вместе с тем целями ряда конференций являются принятие докладов, деклараций и резолюций, а также обмен мнениями, информацией и др.

Состав делегаций по структуре определяется правилами проведения конференций. Делегация каждого государства, участвующего в конференции, состоит из главы делегации и необходимого числа аккредитованных представителей, заместителей представителей и советников.

Если не указано иное, термин “представитель” означает представителя государства (Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда, 1998 г.). Общие положения, касающиеся состава делегации, регламентируются ст. 45 Венской конвенции 1975 г.

“О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера”: “Помимо главы делегации делегация может включать других делегатов, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал”.

Независимо от характера конференции участвующие в ней делегации и делегаты, из которых они состоят, официально представляют интересы направивших их суверенных государств, а следовательно, должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач (ст. 51 Венской конвенции).

Руководящие должностные лица избираются из состава делегаций, конференция избирает следующих должностных лиц: Председателя и заместителя Председателя, а также председателей комитетов и др.

Эти должностные лица избираются на такой основе, чтобы обеспечить представительный характер Генерального комитета, учитывая, в частности, справедливое географическое распределение и принимая во внимание необходимость обеспечения надлежащего представительства основных правовых систем мира.

Конференция может также избирать таких других должностных лиц, каких она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.

Центральным лицом на конференции является ее Председатель. Им становится либо представитель государства, на территории которого проходит конференция, либо применяется принцип ротации, при котором его обязанности выполняют поочередно главы делегаций всех участвующих государств.

В обязанности Председателя входит:

  • – председательствование на пленарных заседаниях конференции;
  • – открытие и закрытие каждого заседания;
  • – руководство прениями;
  • – контроль за соблюдением процедурных правил;
  • – предоставление слова;
  • – содействие достижению общего согласия;
  • – постановка вопросов для решения на конференции;
  • – объявление решения.

Председатель выносит постановления по порядку ведения заседания и в соответствии с настоящими правилами полностью осуществляет руководство ходом заседаний, поддерживает порядок на этих заседаниях.

Председатель может предложить конференции прекратить запись ораторов, ограничить время, предоставленное ораторам, и число выступлений каждого представителя по одному вопросу, прервать или прекратить прения и прервать или закрыть заседание.

При исполнении своих функций Председатель подчиняется конференции.

Почти на всех современных международных конференциях создается Генеральный комитет в основном в составе 25 членов, в число которых входят Председатель и заместители Председателя, Председатель Комитета полного состава и Председатель Редакционного комитета. Председатель или в его или ее отсутствие назначенный им или ею один из заместителей Председателя исполняет функции Председателя Генерального комитета.

Секретариат состоит, как правило, из Генерального секретаря и персонала для обслуживания конференции. Его обязанности:

  • – обеспечивать устный перевод произносимых на заседаниях речей;
  • – принимать, переводить, размножать и распространять документы конференции;
  • – публиковать и рассылать официальные документы конференции;
  • – составлять и рассылать отчеты об открытых заседаниях;
  • – организовать хранение документов конференции в архивах.

Заседания конференции могут быть как открытыми, так и закрытыми, что решается на предварительном совещании.

Кроме официальных заседаний на международных конференция при работе над документами проводятся и неофициальные заседания комиссий и подкомиссий на одном из рабочих языков.

Конференция считается законченной, когда достигается цель ее работы и виде заключения тех или иных соглашений или принимается решение о невозможности достижения такового.

Окончание большинства международных конференций обычно оформляется заключительным актом, в состав которого входит перечень всех событий в деятельности конференции (такие акты содержат не только перечень наименований принятых документов, но и тексты этих документов), или протоколом, подписанным всеми участниками (также могут быть декларации, заявления и другие формы).

Результаты работы успешно завершившейся межправительственной конференции выражаются в актах с различным правовым значением, имеющих самые разнообразные наименования. Общепризнанной классификации таких наименований нет. Выбор наименования часто связан с политическими или случайными соображениями и, как правило, не имеет юридического значения.

Международное право не содержит норм, предписывающих какую-либо обязательную форму (или ее важный элемент – наименование) актов конференций. Некоторые наименования в результате длительной практики их употребления стали относительно постоянными для определенных видов актов, принимаемых на конференциях.

Так, заключительными актами чаще называются документы, содержащие основные, характеризующие конференцию факты.

Акты конференции, которые, как правило, нацелены на создание норм международного права, все чаще именуются конвенциями, а те, которые содержат рекомендации государствам или межправительственным организациям, – резолюциями.

В резолюциях часто выражается признательность правительству, его главе и народу страны проведения конференции, исполнительному секретарю конференции и другим членам секретариата, эксперту-консультанту.

Таким образом, на межправительственных конференциях принимаются акты двух видов: содержащие материалы текущей работы и подводящие итоги их работы.

К первой группе относятся протоколы заседаний, ко второй – документы международно-правового характера (договоры, конвенции и т.д.).

Необходимо различать также акты процедурного характера и акты, принимаемые по существу рассматриваемых в ходе работы конференции вопросов.

Page 3

Источник: https://poisk-ru.ru/s2431t15.html

Лекция 7. Международные организации и конференции

Правила процедуры проведения международных конференций

А.Н. Симонов
Международное право
Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Источник: https://studwood.ru/1291826/ekonomika/pravila_protsedury_provedeniya_mezhdunarodnyh_konferentsiy

Правила процедуры международных конференций

Правила процедуры проведения международных конференций

Международные конференции для обеспечения успешности своей работы принимают правила процедуры – нормативный акт так называемого внутреннего, или административного, права конференций.

Они призваны регламентировать все аспекты деятельности конференции с целью добиться ее эффективной и плодотворной работы. Правила процедуры выполняют две основные функции – стабилизирующую и созидательную.

С одной стороны, они должны закреплять международные процессуальные отношения, что уже сложились, а с другой – способствовать их развитию и совершенствованию. Обе функции взаимосвязаны и осуществляются параллельно.

Довольно часто участники конференции для выработки собственных правил процедуры берут за основу правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН, которые прошли испытание временем и доказали эффективность.

Несмотря на то, что каждая конференция разрабатывает собственные процедурные нормы, которые регулируют различные стороны ее деятельности, можно выделить четыре аспекта, которые подлежат регламентации правилами процедуры любой конференции:

1) статус делегаций в качестве официальных представителей государств-участниц;

2) статус должностных лиц конференции;

3) правовое положение и порядок деятельности секретариата конференции и его исполнительного главы;

4) порядок принятия решений конференцией.

Важным направлением регулирования процедурными нормами конференции также порядок создания и деятельности рабочих органов. Однако это направление, как и некоторые другие, например, официальные и рабочие языки конференции, правовое положение наблюдателей, порядок изменения правил процедуры и т.д., тесно связаны и взаимодействуют с четырьмя основными.

Механизм создания, принятия и утверждения правил процедуры конференции производится самими участниками конференции. После того, как они будут приняты, правила процедуры приобретают юридически обязательный характер и подлежат исполнению всеми участниками конференции.

Голосование на международных конференциях осуществляется или с помощью электронных систем, или за помощью поднятия таблички с названием страны-участницы.

Для принятия решения по процедурным вопросам конференции необходимо простое большинство (50 % + 1 голос) присутствующих, участвующих в ании, аз вопрос по сути обычно требуется квалифицированное большинство (как правило, 2/3 присутствующих, участвующих в ании).

Формула “присутствуют, принимающих участие в ании” означает, что в расчет берут только голоса, поданные “за” или “против”, те, которые воздержались, и отсутствуют не учитываются.

Все более распространенной процедурой принятия конференциями решений по вопросам, по сути, является метод консенсуса, который означает, что никто из участников не возражает против принимаемого решения. По правилам процедуры некоторых конференций подобные решения должны приниматься на основе единогласия, то есть когда все участники проголосуют за соответствующее решение. Отнесение того или иного вопроса к процедурного или по сути определяют сами участники конференции в соответствии с правилами процедуры.

Участники конференции могут выступать по мотивам ания как до, так и после проведения ания. Сам процесс ания может быть прерван только исключительно заявлениями относительно порядка ания.

Языки, используемые в работе международных конференций, делятся на официальные и рабочие. Официальными языками должны пользоваться участники для своих выступлений, этими языками публикуются все официальные решения конференции. Рабочие языки используются для ведения протоколов, составления проектов документов конференции.

Обычно рабочие языки составляют лишь часть официальных, что сокращает расходы на проведение конференции. Официальные и рабочие языки конференции определяются правилами процедуры.

На конференциях, организованных ООН, официальными языками являются те же, что и Организации Объединенных Наций: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

В связи с тем, что даже наиболее тщательно разработанные правила процедуры любой международной конференции не являются совершенными, этим пытаются воспользоваться делегации государств-участников в тактической борьбе за принятие или отклонение тех или иных решений конференции согласно интересов. В этой борьбе важно не злоупотреблять процедурными правилами и помнить, что главная цель и правил, и участников – достижение целей конференции с наименьшими затратами.

Источник: https://studbooks.net/49486/pravo/pravila_protsedury_mezhdunarodnyh_konferentsiy

Организация и проведение международных конференций

Правила процедуры проведения международных конференций

Основные элементы организации и проведения международных конференций:

♦ выбор места конференции (при этом учитываются политическая ситуация, технические возможности, безопасность);

♦ встреча иностранных делегаций (руководителя, одного или вместе с делегацией, встречают, как правило, представители государства, правительства, глава соответствующего дипломатического ведомства);

♦ визиты (первый визит – в дипломатическое представительство своей страны, затем-официальным представителям страны);

♦ рассадка на конференции. В соответствии с международной практикой рассадка производится в алфавитном порядке (как правило, используется французский или английский алфавит);

♦ председательствование на конференции (открывается конференция обычно временным председателем, представляющим принимающую страну);

♦ рабочие языки конференции (в средние века переговоры велись на латинском языке, в ХУП1-Х1Х вв. рабочим языком дипломатов стал французский, сейчас, как правило, их несколько. Представители могут выступать на своем языке, но делегация обязана обеспечить перевод на один из рабочих языков),

♦ старшинство делегатов (желательно, чтобы руководители делегаций имели эквивалентные ранги);

♦ привилегии и иммунитеты. Длительное время вопрос об объеме привилегий и иммунитетов, которые должны предоставляться делегациям государств на конференциях, был дискуссионным.

Сейчас не вызывает сомнений, что независимо от характера конференции (политического или техничекого) ее делегаты и делегации, в которых они официально состоят, представляют интересы направивших их суверенных государств, а следовательно, должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения стоящих перед ними задач (теми же, что и дипломаты).

Обязательным элементом любой официальной конференции должны быть письменные правила, направляющие и определяющие деятельность участников, к которым председатель прибегает в спорных ситуациях.

Эти постоянные правила принимаются на сессии и рассматриваются последующими сессиями как стандартные, например, правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.

Правовые нормы, содержащиеся в правилах процедуры, регулируют в основном следующие вопросы.

А. Общая организация конференции:

1) состав делегаций и полномочия представителей;

2) создание комитетов;

3) официальные языки;

4) определение вопроса о том, являются заседания открытыми или закрытыми;

5) ведение протоколов;

6) обязанности генерального секретаря и секретариата.

Б. Общие и специальные права председателя:

1) открытие, приостановление и закрытие заседаний, а также руководство дискуссиями на них;

2) поддержание порядка на заседаниях;

3) вынесение постановлений по порядку ведения заседаний и руководство их ходом;

4) провозглашение и закрытие списков выступающих.

В. Специальные права делегатов:

1) право вносить предложения процедурного характера;

2) право ответа другому делегату;

3) право делать предложение по порядку ведения заседания.

Г. Методы выдвижения предложений и принятия решений:

1) порядок рассмотрения предложений и поправок к ним;

2) право голоса и требуемое большинство при принятии решений;

3) методы подсчета и руководство анием;

4) правила ания.

В повестку дня конференции включаются вопросы для обсуждения и порядок, в котором они будут рассматриваться.

Несмотря на большое разнообразие правовых норм, все они могут быть разделены на четыре основные категории, регулирующие правовое положение и порядок деятельности делегаций как представителей своих правительств, должностных лиц конференции, секретариата конференции и его исполнительного главы, а также определяющие порядок принятия конференцией решений по существу вопросов, для рассмотрения которых она созвана.

Предварительная повестка дня обычно подготавливается членами комиссии или секретариата конференции и в случае проведения обычной конференции включает:

а) обязательные пункты (например, утверждение протокола предыдущего заседания);

б) вопросы для рассмотрения, оставшиеся с прошлой сессии;

в) вновь поданные на рассмотрение вопросы.

Вопросы, включенные в повестку дня, заблаговременно

направляют в секретариат (членам комиссии), чтобы они успели их обработать и уведомить участников. До начала конференции повестку дня распространяют среди участников. Для некоторых конференций обязательно распространение пояснительного меморандума по каждому отдельному пункту повестки дня.

Состав делегации определяется правилами процедуры. Полномочия требуются в определенных случаях, например для того, чтобы подписывать текст какого-нибудь договора. В соответствии с 29 пунктом правил процедуры Генеральной Ассамблеи ООН возможен предварительный допуск кандидатов в случае, если против данной кандидатуры выдвигаются возражения.

Каждый представитель имеет верительные документы, удостоверяющие его личность и уполномочивающие к участию в конференции; обычно специальная (мандатная) комиссия проверяет их аутентичность и докладывает о результате на пленарном заседании. Верительные документы выдаются государственными органами и должны соответствовать правилам процедуры конференции.

Допуск и статус наблюдателей зависит от правил процедуры конференции, однако они не имеют права голоса. На Генеральной Ассамблее ООН наблюдателей допускают к участию в обсуждении в виде исключения, а в Совете Безопасности это обычная практика.

Официальными языками считаются те, на которых публикуются тексты и резолюции, а также проводятся дискуссии. Рабочие языки используются в дискуссиях и при переводе выступлений участников конференций.

Драгоман – устаревшее название официального переводчика, состоявшего при дипломатических и консульских миссиях в восточных странах. Согласно установившимся традициям драгоман причислялся к членам дипломатического или консульского корпуса.

Драгоманы, как правило, были не просто переводчиками, но и авторитетными специалистами, знающими порядки, нравы и историю страны пребывания. Эти специалисты очень высоко ценились и порой могли находиться в должности до преклонных лет.

В современной дипломатической практике этот термин постепенно выходит из обращения, хотя может употребляться в переносном смысле – для характеристики состоящих в штате дипломатических миссий высококлассных специалистов, хорошо владеющих восточными языками.

Конференции могут быть:

♦ полностью открытыми для общественности и средств массовой информации, куда они приглашаются;

♦ полностью закрытыми, когда общественность и журналисты получают лишь окончательное коммюнике, одобренное участниками;

♦ с ограниченным количеством участников; общественность и журналисты в этом случае узнают о происходящем от участников посредством пресс-конференций, брифингов и т.п.

Одно из основных требований, предъявляемых к любой конференции, – полная ясность того, что было принято и что отвергнуто. С этой целью информация о проведении конференций и достигнутых договоренностях хранится в неизменном виде, а участники должны подтвердить ее корректность. Эта информация может иметь форму:

а) стенографического отчета (записанного от руки или на аудионосителе);

б) итогового отчета, подготовленного секретариатом

или специальным докладчиком;

в) текстов договоров и резолюций.

Права участников, как и ограничения их действий, обычно оговорены в правилах процедуры. Обычно эти правила включают: право выступать по каждому из обсуждаемых вопросов; право на протест или ответ; право на процедурное предложение; право отвечать на высказывания другого выступающего.

Решения на конференции обычно принимаются на основе письменных предложений, поданных на рассмотрение одним или несколькими участниками; такие предложения рассматриваются как проекты резолюций. В ООН они подаются на рассмотрение с пояснительным меморандумом.

Аккламация (от латинского – восклицание) означает метод принятия решений без проведения ания в дипломатической практике, а также по регламенту некоторых парламентов, конференций, съездов, форумов и т.п. Решение принимается на основе реакции участников: возгласов, аплодисментов, реплик, высказываний участников с мест и т.п.

В официальных протоколах проводимых мероприятий, как правило, делается пометка «решение принято путем аккламации».

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие и перечислите виды международных конференции

2. Как проходит организация и проведение международных конференции?

Рекомендуемая литература

1. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998

2.Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996

3. Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии.-М.,1997.

4. Малетин Н.П. АСЕАН: три десятилетия (1967-1997)-три политики.-М.,1997.

5. Назарбаев Н.А. В потоке истории.-Алматы, 1999.

6. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века.-Алматы, 1996.

7. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа / Под ред. Л.И.

8. Глухарева и В.Страды. -М.,1995.

9. Основы права Европейского Союза/Под ред.С.Ю.Кашкина.-М.,1997.

Источник: https://studopedia.ru/13_44390_organizatsiya-i-provedenie-mezhdunarodnih-konferentsiy.html

Правила процедуры международных конференций и порядок принятия решений

Правила процедуры проведения международных конференций

Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции. Без утверждения конференцией своих правил процедуры ее проведение было бы практически невозможно.

Каких-либо единых правил процедуры для проведения конференций не выработано, но практика привела к тому, что условно можно говорить об обычных нормах в этой области.

Правила процедуры регламентируют следующие аспекты работы конференций: порядок утверждения повестки дня (хотя повестка дня согласовывается в рабочем порядке до начала конференции, официальный акт ее принятия имеет принципиальное значение, ибо ей должны соответствовать как выступления делегаций, так и вносимые ими на рассмотрение конференции документы); выборы руководящих органов конференции (обычно избираются председатель конференции, несколько его заместителей, генеральный докладчик, которые составляют так называемое бюро конференции);

порядок образования вспомогательных органов — комитетов и рабочих групп, а также избрания их председателей и докладчиков; порядок формирования и обязанности секретариата конференции (обеспечение перевода выступлений и документов на языки конференции, распространение документов, ведение протоколов заседаний и т. д.

); установление необходимого кворума для начала работы (обычно — простое большинство зарегистрировавшихся делегаций); полномочия председателя; очередность выступлений; очередность постановки на ание процедурных предложений (обычно приоритет постановки на ание отдается в такой последовательности: отложить заседание, сделать перерыв, отложить дебаты по обсуждаемому вопросу, закрыть дебаты по обсуждаемому вопросу); порядок внесения предложений и поправок, а также их снятия; порядок проведения ания (решение чаще всего принимается большинством присутствующих и голосующих делегаций, при этом воздерживающиеся при ании не считаются голосующими); условия участия наблюдателей; порядок изменения правил процедуры.

Выступления по мотивам ания могут делаться до и после проведения ания. Процесс ания может прерываться исключительно для заявлений по порядку ведения в связи с самим процессом ания.

Голосование осуществляется методом поднятия табличек с названием стран, которые делегации представляют, либо с помощью электронной аппаратуры путем нажатия кнопок. По просьбе любой делегации ание может быть поименным с последующим отражением характера ания каждой делегации в протоколах.

Согласно некоторым правилам процедуры, для принятия решения по существу может требоваться квалифицированное большинство (обычно 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в ании) но процедурные решения всегда принимаются простым большинством. Поэтому часто развертывается дискуссия по поводу того, является ли предстоящее решение проблемой существа или процедуры, от чего зависит число для его принятия. Все чаще на практике применяется правило консенсуса.

Поправки к документу, выносимому на ание, ставятся в определенной последовательности. Сначала голосуется поправка, а затем само предложение. При наличии нескольких поправок ание начинается с поправки, смысл которой является наиболее удаленным от содержания самого предложения.

Поправкой считается предложение, которое лишь что-то добавляет к первоначальному предложению, исключает из него некоторую часть или изменяет его.

Если поправка изменяет существо предложения, то она таковой не признается, а может ставиться на ание в качестве конкурирующего предложения.

По просьбе любой делегации предложение или поправка может ставиться на ание по частям (раздельное ание). Если не принята ни одна часть, предложение в целом на ание не ставится. Если анием принято несколько частей документа, то он обязательно ставится на ание в целом.

Правила процедуры часто используются делегациями в тактической борьбе за принятие документа или его отклонение большинством .

Языки, на которых ведется работа на конференциях, делятся на официальные (на которых можно произносить выступления и на которых издаются все официальные решения конференции) и рабочие (на которых ведутся протоколы). Как правило, рабочими языками является лишь несколько из числа официальных, что сокращает расходы на издание документов.

Большинство международных межправительственных конференций проводится с целью принятия международных договоров, и потому такие конференции принято называть дипломатическими. Вместе с тем целями ряда конференций являются принятие докладов, деклараций и резолюций либо обмен мнениями, информацией и т. д.

На многих конференциях принимается и такой документ, как заключительный акт, в котором указываются название или цель конференции, участники, время и место ее проведения, содержатся сведения об итогах и достижениях конференции (например, о принятии конвенции, доклада, деклараций, резолюций и т. д.).

Предыдущая

3. Подготовка, созыв и порядок проведения международных конференций

            Подготовка, созыв и порядок проведения международных конференций имеют свои специфические черты и соблюдение их, в конечном итоге, важно для принятия действительного решения конференции.

            С предложением (инициативой) о созыве конференции может выступать какое-либо государство (государства) или международная организация. Иногда по инициативе государства или группы государств-участников конференция может принять решение о созыве другой конференции. Предложение о созыве международной конференции может содержаться и в документе совещания государств.

            Международной практике известны также случаи, когда к созыву международной конференции может привести деятельность национальных или международных неправительственных организаций.

            Определенную роль в выявлении заинтересованности государств в обсуждении и разрешении той или иной проблемы на международном форуме, а также в предварительном выяснении позиции государств могут сыграть международные совещания и семинары.

            Прежде чем созвать конференцию, государство (группа государств) должно заручиться согласием тех стран, без участия которых конференция не достигнет целей.

Для этого могут проводится двусторонние консультации и переговоры, в том числе и на высшем уровне.

И только после согласования со всеми заинтересованными государствами вопроса о целесообразности созыва международных конференций начинается практическая подготовка совещания.

            Когда конференции созываются под эгидой или в рамках международных организаций, результаты согласования мнений государств относительно их созыва фиксируются в резолюциях соответствующих организаций.

            Определяя круг и число участников конференции, а также уровень представительства на ней, государства должны исходить из существа, цели и характера конференции. При этом необходимо неукоснительно соблюдать как принцип участия в конференции всех заинтересованных государств, так и принцип преемственности, обязательный в силу международно-правового обычая.

            Если та или иная сторона международной конференции кем-либо из участников форума не признается, то этот факт не должен препятствовать ее приглашению. Неприглашение на конференцию непосредственно заинтересованной стороны не служит основанием для отказа ей в участии после начала работы конференции.

            В практике международного права на многие конференции, особенно на те, которые созываются ООН, приглашаются в качестве наблюдателей, не обладающих правом голоса, представители специализированных учреждений ООН и других заинтересованных межправительственных и неправительственных организаций, а также государств, не участвующих в конференции. Положение об этом, как правило, закрепляется в правилах процедуры конференции. Кроме того, на некоторые конференции в качестве наблюдателей приглашаются также представители национально-освободительных движений.

            Новая форма причастности к международным конференциям – это вклады, означающие доведение до сведения конференции точек зрения неучаствующих государств и международных организаций по различным вопросам повестки дня. По решению конференции вклады могут состоять в выступлениях соответствующих представителей либо в письменных сообщениях.

            В тех случаях, когда конференция созывается в рамках или под эгидой международной организации, время и, как правило, место ее созыва предварительно устанавливаются в соответствующих резолюциях организаций.

Когда конференция созывается международной организацией, она обычно проводится либо в ее штаб-квартире, либо по приглашению какого-либо государства-члена на его территории.

В случае созыва конференции по инициативе государства или группы государств вопрос о времени и месте ее созыва решается, как правило, на подготовительной встрече.

            Уровень представительства на конференциях определяется характером и важностью рассматриваемых проблем и может изменяться в ходе переговоров. На разных этапах проведения международной конференции могут участвовать соответствующие представители субъектов.

            Для обеспечения нормальной работы международных конференций ими принимаются соответствующие правила процедуры.

Правила процедуры представляют собой юридический документ, который относится к так называемому внутреннему праву международных организаций и конференций, поскольку принимается от имени делегаций, участвующих в конференции.

Они регламентируют все стороны деятельности конференции по достижению целей ее созыва и направлены на повышение эффективности ее работы. Они, с одной стороны, закрепляют уже сложившиеся международные процессуальные отношения, а с другой — служат их изменению или перестройке.

Эти две функции взаимосвязаны и существуют параллельно. Когда государства договариваются между собой о том, чтобы создать новые процессуальные взаимоотношения в рамках конференции, они закрепляют эту договоренность в правилах процедуры.

            Правовые нормы, содержащиеся в правилах процедуры, регулируют в основном следующие вопросы порядка проведения международной конференции:

·            общую организацию конференции: состав делегации, полномочия представителей, порядок создания и деятельности рабочих органов (комитетов и комиссий), официальные языки, порядок проведения заседаний, ведение протоколов, обязанности секретаря и секретариата;

·            общие и специальные права председателя: открытие, приостановление и закрытие заседаний, а также руководство дискуссиями на них; поддержание порядка на заседаниях; вынесение постановлений но порядку ведения заседаний и осуществление руководства ходом заседаний; провозглашение и закрытие списков выступающих;

·            специальные права делегатов: право вносить предложения процедурного характера, право ответа другому делегату, право вносить предложения по порядку ведения заседания;

·            методы внесения предложений и принятия решений: порядок рассмотрения предложений и поправок к ним, право голоса и требуемое большинство при принятии решений, методы подсчета и руководство анием, правила ания.

            Механизм создания Правил процедуры конференции (их разработка, принятие решения относительно способа их утверждения и само утверждение) зависит от государств-участников той или иной конференции.

После утверждения правила процедуры приобретают обязательный характер и государства-участники должны их соблюдать.

В качестве примера можно привести Правила процедуры для созыва международных конференций государств, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1949 г.

Одним из важных аспектов применений правил процедуры созыва любой конференции является принятие решений по вопросам процедурного характера, которые, как правило, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в ании государств.

            В ходе работы конференции происходят два процесса согласования позиций государств: относительно норм, касающихся предмета, и норм, призванных регулировать порядок согласования позиций участников в отношении принимаемых норм.

            Нормы правил процедуры конференции и нормы, вырабатываемые во время ее работы по вопросам ее деятельности, могут различаться по юридической силе: процедурные нормы имеют обязательный характер, а правила, вырабатываемые по вопросам, связанным с предметом деятельности конференции, могут иметь (и нередко имеют) рекомендательный характер. Они могут приобрести обязательную силу лишь при дополнительном волеизъявлении сторон.

Предыдущая

Источник: http://netprava.ru/ek/b40/8_3.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.