Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды
Определение 1

Территориальными основами местного самоуправления называют совокупность норм, в чьи функции входит закрепление и регулирование территориальной организации местного самоуправления.

На текущий момент в законодательстве и юридической науке рассматриваются различные подходы к территориальной организации Российской Федерации.

Любому государству с относительно крупными размерами необходимо территориальное разделение — это способствует реализации управленческих целей. Территориальное разделение осуществляется ради оптимального выполнения госаппаратом своих функций.

Государственный аппарат власти также подвергается разделению как по вертикали, так и по горизонтали согласно территориальному разделению самого государства.

Определение 2

Территориальное деление государства — это разделение его территории на части, которое проводится в интересах граждан этого государства.

Также подобный процесс способствует упорядочиванию отношений как между государством и единицами его территории, так и между ними самими. Это осуществляется посредством закрепления правового положения государства и его внутренних территориальных составляющих, а также процессов образования/преобразования/упразднения отдельных единиц государственной территории.

Основные понятия территориального разделения

При рассмотрении вопросов территориального разделения РФ стоит иметь ввиду то, что в соответствующей литературе и законодательных актах применяется целый ряд смежных понятий.

Рассмотрим их подробнее.

Определение 3

Государственно-территориальным устройством Российской Федерации является разделение ее территории на субъекты, единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое необходимо для государственного управления.

Определение 4

Территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории отдельных субъектов РФ на единицы административно-территориального значения, муниципальные образования и населенные пункты, которое выполняется для функционирования публичной власти.

Определение 5

Административно-территориальное устройство субъектов страны — это территориальное разделение субъектов РФ на единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое осуществляется для функционирования государственной власти субъекта.

Определение 6

Муниципально-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов страны на муниципальные образования, которое необходимо для реализации муниципальной власти.

Определение 7

Ведомственно-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов на образования ведомственно-территориального назначения (например, территории министерств или курортные зоны), избирательные округа, временные пояса и тому подобное для реализации федеральной государственной власти.

В практическом значении могут быть использованы разнообразные соотношения административно-территориального устройства к муниципально-территориальному, которые действуют в рамках каждого определенного государственного субъекта. О. В. Берг рассматривает 4 возможных варианта административно-территориального деления, которое можно применить для организации государственной власти, включая местное самоуправление.

  1. Административно-территориальные единицы, используемые для организации государственной власти территориально больше единиц такой же категории, необходимых для организации местного самоуправления (то есть образований муниципального значения).
  2. Границы единиц административно-территориального значения для государственной власти идентичны границам муниципальных образований.
  3. Муниципальные образования размерно больше административно-территориальных единиц для организации государственной власти.
  4. Административно-территориальные единицы для организации власти равны по территориальному признаку с муниципальными образованиями, однако их границы не совпадают.

Четвертый вариант устройства субъекта РФ теоретически возможен, однако практически не используется, так как является неэффективным с организационной точки зрения. Третий вариант применим только к городам, которые состоят из районов с созданными подразделениями некоторых органов государственной власти (например, налоговая инспекция). Чаще всего используются варианты 1 и 2.

Опиши задание

Что такое муниципальные образования и их роль в территориальном разделении

Местное самоуправление реализуется в рамках административно-территориального устройства субъектов. Органы местного самоуправления функционируют исключительно в границах муниципальных образований — территориальных основ местного самоуправления.

При этом стоит учитывать, что административно-территориальная единица является формальной единицей территориального деления субъекта страны, которую выделили государственные органы власти данного субъекта для реализации своих полномочий.

А формирование системы муниципальных образований осуществляется, образно выражаясь, «снизу» — согласно потребностям местных граждан.

Определение 8

Понятие «муниципальное образование» является комплексным и обозначает поселение городского или сельского типа, а также прочую территорию, в границах которой выполняется местное самоуправление.

Введение и юридическое закрепление такого понятия обусловлено развитием федеративных отношений, в результате которых во множестве субъектов Российской Федерации начали применять исторические и национальные территориальные наименования — для юридической практики были необходимы унифицированные определения территорий, в границах которых выполнялось местное самоуправление.

Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским Кодексом РФ (в статьях 124 и 215), после чего он появился в федеральных законах о местном самоуправлении.

В текущем Законе о местном самоуправлении (действует с 2003 года) нет определения муниципального образования, в нем содержится только перечисление видов таких образований, которые могут быть сформированы на территории Российской Федерации.

Определение 9
Муниципальное образование можно определить как населенную территорию, которая обладает статусом муниципального образования согласно закону субъекта страны, имеет установленные этим законом границы и обладает компетенцией в решении вопросов местного значения.

Законом предусматривается создание муниципальных образований следующих разновидностей:

  • городское поселение;
  • сельское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория в границах города федерального значения.

В РФ сейчас действует двухуровневая организация местного самоуправления.

Муниципальными образованиями первого уровня считаются городские и сельские поселения.

Определение 10

Сельским поселением считается один или несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией, при этом местное самоуправление в них осуществляется напрямую населением или посредством выборных либо прочих органов местного самоуправления.

Определение 11

Городским поселением считается город или поселок, местное самоуправление в которых выполняется либо населением напрямую, либо через выборные или другие органы местного самоуправления.

Местным самоуправлением второго уровня считаются муниципальные районы.

Определение 12

Муниципальный район состоит из поселений либо группы поселений и территорий между ними, которые объединены общей территорией и в ее границах местное управление выполняется для решения задач местного самоуправления ( которые носят межпоселенческий характер) либо напрямую населением, либо через выборные и прочие органы местного самоуправления, имеющие возможность осуществлять отдельные полномочия государства, которые передаются законами федерального значения и законами субъектов государства.

Муниципальный район состоит из сельских или смешанных поселений (сельские и городские).

У поселений и районов существует разный перечень вопросов местного значения, так как для каждого муниципального образования отведена своя роль, поэтому органы местного самоуправления муниципального района должны решать вопросы межпоселенческого характера в отличие от органов местного самоуправления поселения. Слияние поселенческого и районного подходов при формировании системы муниципальных образований дает возможность одновременно решить такие задачи, как приближение местного самоуправления к населению и комплексное решение вопросов местного значения, согласно их территориального уровня.

Случаи одноуровневого самоуправления в Российской Федерации

Исключением из общего правила (для некоторых территорий Российской Федерации) является одноуровневое самоуправление. Рассмотрим такие случаи подробнее.

Одним из них является местное самоуправление на межселенных территориях.

Определение 13

Межселенной территорией называют территорию, расположенную вне границ поселений, на территорию которых распространяется местное самоуправление органами власти муниципального района.

Такие территории обычно формируются в местностях с малым числом населения, если отдельный населенный пункт сложно присоединить к поселению ввиду большого расстояния или затрудненного доступа, а само формирование малочисленного сельского поселения с самостоятельным статусом является экономически, организационно или по иным причинам нецелесообразным.

Другим случаем является местное самоуправление в городских округах.

Определение 14

Городским округом считается городское поселение, не находящееся в составе муниципального района, при этом органы его местного самоуправления выполняют задачи местного территориального значения, а также задачи местного значения муниципального района, при этом они могут также выполнять отдельные полномочия государства, которые передаются органам местного самоуправления законами федерального значения и законами субъектов страны.

Городское поселение может быть наделено статусом городского округа согласно закону субъекта РФ при соответствии следующим условиям:

  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного решения вопросов местного значения городского округа органами местного городского самоуправления, а также для выполнения отдельных полномочий государства;
  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного принятия решения органами местного самоуправления прилегающих (одного или нескольких) муниципальных районов вопросов местного значения, касающихся этих районов, а также для выполнения ими отдельных полномочий государства.

В процессе наделения городского поселения статусом городского округа учитывается перспективность развития этого поселения, что должно быть подтверждено генеральным планом этого поселения.

Согласно указанному закону статус городского округа также получили наукограды и административно-территориальные образования закрытого типа.

Еще один случай — это осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения.

Определение 15

Внутригородской территорией города федерального значения называют часть такого города, в границах которой местное самоуправление выполняется самими населением или выборными и другими органами местного самоуправления.

Наделение муниципальных образований различными статусами (например, городское поселение или округ) осуществляется согласно законам субъектов России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/territorialnye-osnovy-mestnogo-samoupravlenija/

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, сущность и виды муниципальных образований

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

МСУ осуществляется на всей территории РФ в соответствии с законом «Об общих принципах организации МСУ» от 6 окт 2003 г №131-ФЗ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями этого закона. (ст. 11-13).

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с со следующими требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями.

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

10) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

11) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

12) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий.

Источник: https://studopedia.ru/9_213823_territorialnie-osnovi-mestnogo-samoupravleniya-ponyatie-sushchnost-i-vidi-munitsipalnih-obrazovaniy.html

Муниципальное право России

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальные основы местного самоуправления — это институт муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения1Кутафин О.Е.., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е изд. М., 2001. С. 222..

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. положение ст.

131 Конституции РФ более конкретизировано и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения».

Согласно ст. 1 того же законодательного акта сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления:

городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного само управления;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, в новом Федеральном законе, в отличие от Закона 1995 г., четко указано, какие виды муниципальных образований должны иметь место на территории России.

Министерством регионального развития РФ в 2005 г. был проведен анализ хода установления границ муниципальных образований и наделения их соответствующим статусом в рамках процесса реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По итогам проведения работ по установлению границ муниципальных образования и наделению их соответствующим статусом общее количество муниципальных образований в России на июль 2005 г.

составило 24 3962Справка о количестве муниципальных образований в Российской Федерации (но итогам реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N2 5. С. 23..

Из них:

  • муниципальных районов 1805;
  • городских округов — 532;
  • городских поселений — 2087;
  • сельских поселений — 19 736;
  • внутригородских территорий городов федерального значения — 236.

Важно понимать, что население городского или сельского поселения не может быль лишено права на осуществление местного самоуправления ни по решению органов государственной власти, ни на основании решения, принятого сходом граждан или на местном референдуме.

Кроме того, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. установил двухуровневую систему территориальной организации местного самоуправления. Первый (низовой) уровень местного самоуправления составляют сельские и городские поселения. Второй уровень представляют муниципальные районы.

Субъекты РФ вправе самостоятельно определять принцип, положенный в основу территориальной организации местного самоуправления на своей территории: поселенческий или районный. В зависимости от этого можно говорить о двухуровневой либо одноуровневой системе территориальной организации местного самоуправления в субъекте.

Введение двухуровневой модели местного самоуправления на уровне федерального закона повлекло следующий необходимый шаг: в законодательстве о местном самоуправлении появилась территориальная единица межселенная территория.

Межселенная территория это территория между поселениями в границах муниципального района, на которой ввиду низкой плотности населения не созданы муниципальные образования поселения.

Источник: https://isfic.info/munici/prudn30.htm

Территориальные основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальные основы местного самоуправления – совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.

1) Местное самоуправление должно осуществляться на всей территории РФ;

2) Местное самоуправление строится на основе муниципальных образований;

3) Муниципальные образования создаются с учётом численности жителей, обладающий избирательным правом;

4) Порядок образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ определяется законами субъектов.

5) Изменение границ муниципальных образований с учётом мнения населения.

Местное самоуправление осуществляется в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц – муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. ФЗ 2003г. предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований.

Виды муниципальных образований (п. 1 ст. 10 ФЗ 2003 год):

1) городское поселение;

2) сельское поселение (численность населения не может быть менее 3 тысяч человек – для конкретной области);

3) муниципальный район;

4) городской округ;

5) внутригородские территории городов федерального значения.

Отличительными признаками муниципального образования выступают:

– населенная территория;

– осуществление на ней местного самоуправления;

– обособленная муниципальная собственность;

– местный бюджет;

– выборные органы местного самоуправления.

С организационной точки зрения муниципальное образование можно определить как социальную систему, существующую на определенной территории, наделенную собственной компетенцией по решению ряда вопросов местного значения под свою ответственность.

Конституция РФ в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

· местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;

· территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;

· изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации…» на всей территории РФ (за некоторыми исключениями) вводится двухуровневая система местного самоуправления.

Первичным уровнем территориальной организации местного самоуправления становятся поселения (городские, сельские). Второй уровень образуется на базе муниципальных районов. При этом наличие поселений и муниципальных районов в каждом субъекте РФ является обязательным.

Под сельским поселением предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение – это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов РФ), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов местного значения, поскольку назначение каждого из видов муниципальных образований различное: органы местного самоуправления муниципального района в отличие от органов местного самоуправления поселения должны решать задачи межпоселенческого характера.

Вся территория РФ разграничивается между муниципальными образованиями. В каждом субъекте РФ создаются как поселения, так и муниципальные районы. Вся территория разграничивается между поселениями, а территорию муниципального района составляют территории поселений, за исключением территорий городских округов.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает критерии, с учетом которых должны устанавливаться границы муниципальных образований разного типа:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за некоторыми исключениями) могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

4) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

5) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

6) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

7) в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

8) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

9) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

10) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

12) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

13) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

14) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Особым видом муниципальных образований являются городские округа.

Согласно Закону городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при соблюдении следующих условий:

1) наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления города вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий;

2) наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий.

Городскими округами в силу прямого указания Закона стали также города-наукограды и закрытые административно-территориальные образования.

Под внутригородской территории города федерального значения понимается часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территории муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление.

Ст. 12 ФЗ – изменение границ муниципального образования осуществляется законами субъекта РФ по инициативе:

1. населения,

2. органов местного самоуправления,

3. органов государственной власти субъекта РФ;

4. федеральных органов государственной власти,

п. 2 ст. 12 – с согласия населения.

В Калининградской области после 12 декабря 2008 года: 88 муниципальных образований, 7 городских округов, 15 муниципальных районов, 19 городских и 47 сельских поселений.



Источник: https://infopedia.su/4x45e5.html

Понятие территориальных основ местного самоуправления. Принципы территориальной организации местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

  1. формирование муниципального образования;
  2. состав территории муниципального образования;
  3. границы муниципального образования;
  4. изменение состава территории муниципального образования;
  5. упразднение муниципального образования.

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других тер­риториях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. в ст. 10 положение ст.

131 Конституции РФ более конкретизирова­но и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муници­пальных районах, городских округах и на внутригородских террито­риях городов федерального значения».

Таким образом, нормы Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” указывают, что муниципальными образованиями в РФ являются:

  • сельское поселение;
  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города федерального значения.

Федеральный закон не дает определения муниципального образования. Закон 2003 г. просто перечисляет возможные виды муниципальных образований, и при этом как бы отходят на второй план два основных критерия, в соответствии скоторыми с 1995 г. шел процесс создания муниципальных образований:

  1. организационный (наличие местного самоуправления, его выборных органов);
  2. материальный (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Таким образом, Федеральный закон 2003 г. исчерпывающе называет виды муниципальных единиц. Предусмотренные им муниципальные образования можно различать как муниципальные единицы, образно говоря, низового и более высокого уровня (хотя этот Федеральный закон понятие “уровни” не использует) по двум критериям:

  • по характеру полномочий;
  • по месту в системе местного самоуправления.

Первый критерий – это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня – сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения по изначальной редакции Закона 2003 г.

разрешают только вопросы местного значения (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. поселения получили право с 2008 г.

на осуществление некоторых, указанных в Законе, государственных полномочий и в целом на реализацию иных государственных полномочий, если они не закреплены за конкретным государственным органом).

Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо разрешения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Второй критерий – это место в системе местного самоуправления.

Сельские поселения, городские поселения и внутригородские территории городов федерального значения могут быть названы муниципальными образованиями низового, или первичного, уровня, поскольку ниже их муниципальных образований не существует. В состав сельских поселений, городских поселений входят населенные пункты и прилегающие к ним земли, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район в сельской местности – муниципальное образование более высокого, второго, уровня (“этажа”). В него и входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования).

А городской округ – это муниципальное образование, которое корреспондирует уровню муниципального района.

Иначе говоря, городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района (муниципальных районов) и ставшая самостоятельным муниципальным образованием.

По объему полномочий муниципальный район и городской округ почти не отличаются друг от друга. А поскольку городской округ – это, образно говоря, “вчерашнее” городское поселение, но получившее более высокий “ранг”, его вопросы ведения и полномочия во многом родственны городскому поселению.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из одного населенного пункта, а может включать в себя и несколько населенных пунктов.

Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований – поселений.

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит.

Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня.

В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований – сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением:

  • территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов;
  • прилегающих к населенным пунктам земель общего пользования;
  • территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
  • рекреационных земель;
  • земель для развития поселения;

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район – это межселенные территории.
В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга.

При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ.

В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ.

Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Закрепление границ муниципальных образований проводится в соответствии со следующими принципами:

  1. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;
  2. в случае если муниципальное образование наделяется территорией,   совпадающей  с   территорией  нескольких  административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальныхединиц;
  3. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам.
  4. границы разных муниципальных образований не могут пересекаться друг с другом;
  5. границы муниципальных образований не могут пересекатьадминистративную границу субъекта РФ и государственнуюграницу РФ;
  6. граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположеннойна его территории;
  7. в границах городских и сельских поселений не может бытьдругих муниципальных образований.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-territorialnich-osnov-mestnogo-samoupravleniya-printsipi-territorialnoy-organizatsii-mestnogo-samoupravleniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.