Введут ли в России военно-полевые суды?

Нужны ли россии военные суды?

Введут ли в России военно-полевые суды?

Военный суд, военный трибунал – грозно звучащие понятия. Об их истории большинство населения знает лишь в общих чертах.

Оценивая большой и сложный путь, пройденный военными судами, следует отметить, что истоки законодательного обеспечения их деятельности просматриваются еще с Петровских времен. До появления знаменитого «Воинского устава» 1716г.

, положившего начало всему последующему военному и военно-уголовному законодательству России, в начале XVIII столетия появилось два важных военно-уголовных устава: «Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядов солдат», изданное 27 января 1702 года фельдмаршалом Б.Шереметевым, и «Краткий артикул» 1706 года.

О судоустройстве и судопроизводстве в Уложении говорится кратко. Так, в нем упоминается о том, что судебная власть в войске принадлежит полковнику (командиру полка), который обязан привлекать к судебной ответственности подчиненных за совершенные ими преступления.

О суде говорится как о коллективном органе. Вопрос о вменении в вину преступлений должен быть разрешен «собранным военным судом», назначенным для рассмотрения дела командиром полка.

Поэтому дата утверждения Уложения – 27 января 1702 года – считается временем появления в российской армии военного суда как коллегиального органа судебной власти.

Коренной перелом, произошедший в истории нашего государства в 1917г., привел к упразднению всех действовавших ранее государственных органов, в том числе и судебных. Не избежали этой печальной участи и военные суды. Однако вскоре новое руководство страны поняло необходимость возрождения базовых государственных институтов, без которых немыслимо существование государства как такового.

Формирование военных судов и их утверждение как неотъемлемого звена единой судебной системы проходило через ряд этапов, которые испытало все общество и государство. Менялись задачи военных судов, подсудность и процессуальные формы их деятельности.

Были в истории и попытки вообще ликвидировать военно-судебные органы, но жизнь эти попытки отметала, поскольку очевидна была необходимость военных судов для проведения эффективной борьбы с преступностью в специфических армейских условиях.

Тем удивительнее, что в последние годы не раз возникал тот же вопрос: нужны ли военные суды? Либо предлагались такие варианты «реформирования» военно-судебной системы, которые фактически привели бы к ее разрушению.

В чем тут причина? Не касаясь здесь конъюнктурных или псевдодемократических соображений, которыми иные руководствуются, внося подобные предложения, выскажу уверенность, что во многом сказываются старые представления о военных судах как репрессивных органах – наследии давнего советского прошлого. Стереотипы мышления – живучая вещь, тем более, что многие «реформаторы» просто плохо информированы не только об истории, но и о сегодняшнем состоянии военных судов, их практике, о людях, наконец, осуществляющих правосудие в нелегких условиях армейской и флотской действительности.

Необходимость создания специальных органов судебной власти, которые хорошо бы знали воинский быт, военное законодательство, могли бы оперативно рассматривать дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, стала ощущаться с началом формирования регулярных частей армии и флота.

Идею создания военных трибуналов поддержали видные военачальники. К.Е.Ворошилов и С.М.

Буденный – в одном из докладов они писали, что «нарсуды и военные отделения гражданских трибуналов, организационно оторванные от реввоенсоветов, ведут свою работу без знания общего состояния преступности в войсках, не знают, в какой мере и как следует проводить карательную политику. Гражданские работники не знают армейских требований, и приговоры нарсудов, далеких от армии, проходят никем не замеченными».

В тридцатых годах жизнь страны была омрачена развертывавшимися репрессиями. роль в их осуществлении принадлежала внесудебным органам (двойкам, тройкам, особым совещаниям), но немалое участие в этом принимали и военные трибуналы. На долю военных судей выпали тяжелые испытания.

В эти годы многие работники правосудия были поставлены перед нравственным выбором.

Военные судьи – в особенности, так как к подсудности трибуналов были отнесены так называемые контрреволюционные дела (измена Родине, шпионаж, террористические акты, диверсии), совершенные кем бы то ни было, а не только военнослужащими.

Военная юстиция, таким образом, была поставлена на передовые рубежи «борьбы с врагами народа». И она, надо признать, вписала немало черных страниц в свой исторический формуляр. Но не все судьи слепо и покорно подписывали карательные приговоры.

Были и такие, кто в меру своих возможностей пытался противостоять беззаконию, рассматривал следственные дела, руководствуясь законностью, а не политической целесообразностью. Первый председатель военного трибунала Северного флота военный юрист 1 ранга Даниил Федорович Данченко был одним из них.

Его арестовали 30 мая 1938 года. Неделей раньше уже были вызваны в Москву и арестованы командующий Северным флотом К. И. Душенов, член военного совета флота П. П. Байрачный, начальник политуправления П. М. Клипп.

Из материалов обвинительного заключения следует, что «являясь участником антисоветского военного заговора на Северном флоте с 1937 года, Данченко проводил контрреволюционную подрывную деятельность на флоте.

Как секретарь парторганизации центральных учреждений на протяжении всего периода скрывал преступную контрреволюционную деятельность участников заговора – Душенова, Байрачного, Клиппа, Грибоедова и других».

18 февраля 1939 года Данченко пишет заявление в ЦК ВКП(б), в котором сообщает, что дело, «возбужденное против нескольких десятков командиров Северного флота, является провокацией, направленной на разгром командного состава флота».

28 января 1940 года дело по обвинению Д.Ф.Данченко было рассмотрено Главной прокуратурой ВМФ. В ее постановлении отмечено, что ни один пункт обвинения, предъявленного Данченко, материалами расследования не подтвержден.

Производство по делу было прекращено.

Только после смерти Сталина, особенно широко с начала 60-х годов, стала восстанавливаться справедливость и возвращены добрые имена военным судьям и гражданам, погибшим в годы репрессий. Основная нагрузка по пересмотру дел и реабилитации необоснованно осужденных легла на военно-судебные органы. Эта кропотливая работа продолжается и в настоящее время.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Значительно была сокращена их подсудность.

Они стали органом, осуществляющим правосудие в отношении военнослужащих, совершивших преступление.

При этом надо подчеркнуть, что в своей судебной деятельности трибуналы всегда руководствовались общими для всех судов уголовными и уголовно-процессуальными нормами, на основе единых и общих принципов.

21 апреля 1992г. съезд народных депутатов России по предложению Верховного суда РФ внес дополнения в действовавшую тогда Конституцию, включив военные трибуналы в судебную систему России, вернув им название «военные суды» как подтверждение их неразрывной связи с судебной системой.

Изменения, произошедшие в нашем государственном устройстве после 1993г., когда Россия окончательно перешла на путь строительства открытого демократического общества, привели к качественному изменению роли военных судов в жизни Вооруженных сил.

Сегодня военные суды – неотъемлемая составная часть единой судебной системы российского государства. Деятельность военных судов приобрела ярко выраженный правозащитный характер, они стали эффективным правовым институтом в армии и на флоте, реальным гарантом защиты прав военнослужащих.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» военные суды не образуют какую-либо особую ветвь судебной власти и наряду с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом Российской Федерации.

Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских и флотских условиях. Эта деятельность требует хорошего знания военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск.

Военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов с 1 января 2002 года переданы из военного ведомства в судебные органы, а проходящие в них службу военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандировываются к военным судам.

Все вопросы финансирования и материально-технического обеспечения военных судов возложены на Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Предпринятые меры привели к полному исключению какого-либо вмешательства и влияния командования в деятельность военных судов по рассмотрению уголовных дел. При разрешении дел военные суды строго руководствуются Конституцией Российской Федерации и российским законодательством, выполняя свои функции с высоким качеством и оперативностью.

В последнее время, когда к подсудности военных судов был отнесен широкий перечень гражданских дел, связанных с обжалованием военнослужащими неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц, роль военных судов существенно возросла.

Наличие властных полномочий, которыми отныне наделены военные суды, позволяет говорить о возможности осуществления ими реального судебного контроля над действиями органов военного управления и воинских должностных лиц.

Правильная реализация этих властных контрольных полномочий особенно важна в условиях военной службы, весьма специфичных по сравнению с другими сферами государственного механизма.

Пожалуй, ни в одной из областей жизнедеятельности соблюдение прав и законных интересов личности не находится в такой зависимости от действий органов управления и должностных лиц, как в условиях военной службы.

Наделение командования весьма широкими полномочиями в отношении подчиненных, что абсолютно необходимо для эффективного выполнения военнослужащими возложенных на них задач, предполагает использование этих полномочий в строгом соответствии с законом. Малейшее отступление от этого принципа может привести к существенным нарушениям прав и законных интересов военнослужащих. И в этом случае реализация военными судами своих властных полномочий жизненно необходима для пресечения любых попыток отступления от требований закона.

Военнослужащие активно используют предоставленное им право обжалования неправомерных действий командования.

Хотя количество обращений военнослужащих в военные суды в последние годы уменьшилось, однако их удельный вес остается значительным и объясняется несколькими факторами, и прежде всего тем, что в настоящее время защита законных интересов военнослужащих в судебном порядке является одним из наиболее действенных способов, влекущих безотлагательное восстановление нарушенных прав, тогда как иные способы защиты (обращения в органы прокуратуры, разрешение жалоб в административном порядке и др.) зачастую оказываются недостаточно эффективными.

Однако нападки на военные суды не прекращаются. Если два года назад «яблочники» и некоторые «добродетели» демократии ставили вопрос об их ликвидации, чего не удалось добиться, то сейчас внесен законопроект о приостановлении в военных судах военной службы, что несомненно приведет к следующим негативным последствиям:

1. Военные суды в настоящее время комплектуются по экстерриториальному принципу, исходя из которого судьи военных судов постоянно меняют места службы. В случае формирования их гражданскими лицами, указанный принцип реализовать будет невозможно.

2.

Комплектование военных судов, дислоцирующихся за границей России, гражданскими лицами, включая откомандирование судей для обслуживания российских баз в Таджикистане, Казахстане, Грузии, Армении, Молдавии, Черноморского флота в Крыму, представляется невозможным. Как следствие, невозможно будет реализовать конституционное право на судебную защиту прав значительной части военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

3. Ликвидация военной службы в военных судах существенно снизит мобильность, военный профессионализм и уровень военно-правовой подготовки, поскольку в гражданских юридических вузах военное право и военно-уголовное право не изучаются. Это повлечет существенное снижение уровня правосудия по делам, связанным с военной службой во всех воинских формированиях страны.

4. Необходимо учитывать и то, что военные суды рассматривают гражданские и уголовные дела в отношении военнослужащих федеральных органов безопасности, разведки и других федеральных органов, чья деятельность связана с государственной тайной и обеспечением государственной безопасности.

Между тем военные суды имеются во многих странах. Интересно в этой связи отметить высказывания Маргарет Тэтчер о значении военных судов в ее книге «Искусство управления государством» в связи с поднятым Европейским судом по правам человека вопросом о легитимности военных судов Великобритании: «Военная служба существенно отличается от гражданской…

по этой причине я против всяческих попыток применить либеральные отношения и институты, сформировавшиеся в гражданском секторе, к нашим вооруженным силам. Программы, направленные на внедрение гражданской судебной системы,… как минимум несовместимы с функциями армии. В худшем же варианте они ведут к чрезвычайно опасному снижению боеспособности…

»

Исторический опыт и национальные традиции, интересы безопасности страны и гарантии защиты прав военнослужащих обуславливают необходимость функционирования в России военных судов.

А. И. ХОМЯКОВ, председатель Северного флотского военного суда генерал-майор юстиции.

Источник: https://b-port.com/mass-media/sv/1074/20448

Введут ли в России военно-полевые суды?

Введут ли в России военно-полевые суды?
rusplt

источник: http://rusplt.ru/fact/facts_3822.html

Петр Столыпин, 1909 год. Репродукция Фотохроники ТАСС

Начавшаяся в январе 1905 года революция в России пошла на спад после дарования императорского «Манифеста 17 октября», который вводил в стране гражданские свободы и еще раз подтверждал объявленное в августе того же года намерение созвать Государственную Думу, пошла на спад. К началу 1906 года были подавлены крупнейшие вооруженные восстания. Но второй год революции привел к распространению индивидуального террора, мишенями которого становились государственные сановники и служащие разного уровня. В ходе терактов страдали и мирные граждане.

Ставший в апреле 1906 года министром внутренних дел Петр Столыпин повел активные действия по «прекращению смуты». С самого начала он вступил в жесткую конфронтацию с левой I Государственной Думой, депутаты которой не скрывали своего одобрения террористов.

Толчком к введению военно-полевых судов стало неудачное покушение эсеров-максималистов на Столыпина на его даче на Аптекарском острове в Петербурге, где он проживал с семьей.

Сам он во время теракта не пострадал, но погибло около 30 человек. Среди раненых были дети министра.

19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах». Террористы объявлялись «врагами общества».

Военно-полевые суды вводились в губерниях, переведенных на военное положение. Таковых к концу 1906 года в России насчитывалось 82 из 87-ми. Суды состояли из четырех строевых офицеров.

Они могли выносить приговор по тем делам, где состав преступления был очевиден и преступник был пойман на месте совершения правонарушения. К этому же списку добавлялись подготовка к террористическому акту. Заседание проводилось без прокурора, защитника и свидетелей при закрытых дверях.

Приговор выносился не позже чем через 48 часов после совершения преступления, а приводился в исполнение в течение суток. Возможность подачи прошения о помиловании была запрещена в декабре 1906 года. Приговоренных военнослужащих расстреливали, а гражданских лиц казнили через повешение.

Последний вид казни закрепился в русской истории под прозвищем «столыпинского галстука», данным ему депутатом-кадетом Родичевым.

За восемь месяцев своего существования военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, но в исполнение были приведены чуть более половины из них – 683. Для сравнения в ходе революции от рук террористов в течение 1905-1907 годов погибло около 9 тысяч человек. К этому же списку можно добавить жертв черносотенного террора, направленного против врагов монархии.

https://www.youtube.com/watch?v=iv_AYaBUDE8

В апреле 1907 года закон о военно-полевых судах автоматически прекратил распространяться на гражданских лиц. Военно-полевые суды прекратили свою деятельность везде, кроме Польши и Кавказа. Заменены они были на так называемые военно-окружные суды, просуществовавшие до 1911 года. К этому времени в общей сложности после их приговоров было казнено около 2,8 тысячи человек.

В реальности трудно оценить насколько военно-полевые суды сыграли свою роль в подавлении первой русской революции. Обычно моментом ее окончания считают разгон II Государственной Думы 3 июня 1907 года и последующее изменение избирательного законодательства.

Однако, в совокупности деятельность военно-полевых и военно-окружных судов привела к прекращению политического терроризма в Российской империи.

Последним таковым актом до революции 1917 года можно считать убийство самого Петра Столыпина киевским анархистом и полицейским осведомителем Мордко Богровым.

Источник: Столыпинский центр регионального развития; Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917 – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997

автор: Сергей Простаков ?

|

ruspltСтатья полностью и другие фотографии: http://rusplt.ru/photo/photo_25.html#1автор и фотограф: Максим ШерВажную роль в дальнейшем расколдовывании Родины играет сейчас одно совершенно утилитарное, на первый взгляд, техническое новшество – сервис «Яндекс.Панорамы». Этот невообразимый еще 15-20 лет назад проект вдруг дал русскому человеку возможность увидеть и осознать, как на самом деле выглядят Воронеж, Владивосток или Смоленск с Липецком. Панорамы снимает специальное автоматизированное устройство, установленное на крыше автомобиля. Именно благодаря автоматическому фотографированию, избавленному от субъективности фотографа, русские люди впервые получили непривычный своей обыденностью образ собственной страны.Я совершил небольшое путешествие по «Панорамам» в поисках тупиков, границ городской черты и тому подобных символических мест, дальше которых фотоавтомобиль «Яндекса» еще не добирался. Резко расширившиеся пределы русской видимости пока заканчиваются именно в этих точках, но русскому человеку всегда хотелось сделать «семь озорных шагов за горизонт», так что – то ли еще будет.Москва, конец Ступинского проезда сервис «Яндекс.Панорамы»Москва, Шипиловский проезд

сервис «Яндекс.Панорамы»

Источник: https://rusplt.livejournal.com/8561.html

Военные суды

Введут ли в России военно-полевые суды?

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.

Что такое военный суд

Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.

В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.

В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.

Структура

ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено – Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.

https://www.youtube.com/watch?v=LCpzgyfu_gA

Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС. Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.

Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.

К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).

ВАЖНО!Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.

Полномочия

ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных.

Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.

Основные полномочия ВС:

  • рассмотрение гражданских и административных дел;
  • жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
  • уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.

На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка. Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.

В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.

Задачи

Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.

Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.

Виды военных судов РФ

В РФ действуют двенадцать окружных и более сотни гарнизонных ВС (в том числе пять — за пределами РФ).

Однако со второго полугодия 2019 года, как уже было сказано выше, количество судов будет уменьшено в связи с реформой.

Главное нововведение, которое ожидается — выделение кассационной и апелляционной инстанции в отдельную структуру. После реформы должны появиться кассационный и апелляционный военный суд (вышестоящие инстанции для ОВС). На ОВС планируют возложить также дела по РВСН и особо режимным военным объектам.

Окружные инстанции занимаются делами по разглашению государственной тайны, а также серьезными уголовными процессами (с наказанием более 15 лет). Более массовые гарнизонные инстанции (ГВС) рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, а также многие другие дела.

Окружные

ОВС, как можно догадаться из названия, действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Дела здесь рассматриваются в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Кассации можно подавать по жалобам и протестам на решения ГВС, а также определения самих ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают такие суды:

  • обжалование приговора в связи с превышением должностных полномочий военнослужащих;
  • апелляция на решение гарнизонного военного суда по гражданским и другим делам;
  • жалобы на действия следователя, военного прокурора и пр.

Уголовные и гражданские дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех человек либо судьей и коллегией присяжных, народных заседателей.

Руководство ОВС осуществляет председатель. В его полномочия входит контроль за работой аппарата, созыв заседания президиума и другие организационные вопросы, а также протесты на приговоры ГВС. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

ВАЖНО!Окружной ВС это фактически три инстанции: первая, апелляционная и кассационная. Судьи в них разные, но председатель суда — один и тот же. После реформы эту систему планируется полностью изменить.

Гарнизонные

ГВС действуют на территории одного или двух гарнизонов. Он рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и ОВС.

Примеры дел, которые рассматривают ГВС:

  • управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения;
  • совершение кражи военнослужащим;
  • дача заведомо ложных показаний рядовым или другим военнослужащим;
  • превышение должностных полномочий;
  • решение об аресте;
  • неявка в срок на службу и пр.

Чаще всего ГВС имеют дела с дисциплинарными проступками, которые допускают военнослужащие. Материалы о совершении таких деяний подаются представителем командира воинской части через приемную военного суда либо направляются по почте. На момент подачи документов должен быть составлен Протокол о совершении проступка, который подписывается самим военнослужащим.

Но случаются и более серьезные преступления, например, дела о взятках главнокомандующим, офицерам и другим начальникам, процессы, связанные с убийством военнослужащих, избиением (“дедовщиной”) и другими преступлениями.

Образуются гарнизонные судебные инстанции в составе председателя, его замов и других судей. Судьи назначаются Президентом РФ бессрочно.

В процессе могут участвовать народные заседатели, но они должны быть выбраны предварительно на собрании военнослужащих. Присяжным может быть лицо в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенную или неснятую судимость.

Они не должны страдать от алкогольной и другой зависимости, а также быть вменяемыми.

Рассмотрение дел может проводиться коллегиально либо одним судьей (например, если рассматриваются уголовные дела, по которым срок наказания не более 5 лет лишения свободы). Председатель гарнизонного суда участвует в рассмотрении дел, занимается организацией работы суда, распределением полномочий между судьями, представлений интересов суда в других инстанциях.

В составе ГВС с недавнего времени также начали создавать обособленное подразделение — постоянное судебное присутствие. Цель создания таких органов: приближенность правосудия к месту дислокации воинских частей и формирований.

Для того, чтобы стать военным судьей нужно сдать квалификационный экзамен и получить заключение квалификационной коллегии c рекомендацией. Естественно нужно при этом соответствовать общим требованиям к судьям, установленным российским законодательством (гражданство РФ, возраст, высшее образование, опыт работы и пр.).

Перечень ОВС по округам

ОВС расположены в разных городах РФ от Хабаровска и Владивостока до Москвы.

Для удобства они подразделены на округа (Западный, Южный, Цетральный, Восточный). В состав входит и Третий окружной суд, расположенный в ГО Власиха (Московская область).

Этот суд планируется реформировать в будущем в Апелляционный военный суд.

Западный военный округ

ОВС:

  • Балтийский
  • 1-й Западный
  • 2-й Западный
  • Северный.

Южный

В состав ЮО входит Северо-Кавказский окружной военный суд (недавно был переименован в Южный ОВС соответствующим федеральным законом). Расположен он в городе Ростов-на-Дону.

Центральный

В состав ОСК “Центр” входит Западно-Сибирский ОВС, который планируется преобразовать в 2019 году в Кассационный военный суд г. Новосибирск (после проведения реформы). Уральский и Приволжский ОВС уже объединились в Центральный окружной военный суд г. Екатеринбурга. В Самаре и Новосибирске будет создано судебное присутствие.

ОВС:

Восточный округ

ОВС:

  • 2-й Восточный
  • 1-й Восточный
  • Тихоокеанский.

Полный список

  • ОСК “Запад”
  • ОСК “Юг”
  • ОСК “Центр”
  • ОСК “Восток”
  • 3-й окружной военный суд.

В ходе реформы Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский ОВС будут переименованы. Вместо них появится 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный ОВС.

Перечень ГВС по округам

Гарнизонных военных судов в РФ гораздо больше, чем окружных. Из 107 судебных инстанций — пять находятся за границей.

Московский

ГВС:

  • 80-й
  • 235-й
  • Брянский
  • Владимирский
  • Воронежский
  • Ивановский
  • Калужский
  • Курский
  • Московский
  • Наро-Фоминский
  • Нижегородский
  • Одинцовский
  • Реутовский
  • Рязанский
  • Смоленский
  • Солнечногорский
  • Тамбовский
  • Тверской
  • Тульский
  • Ярославский

Западно-сибирский

ГВС:

  • Абаканский
  • Барнаульский
  • Красноярский
  • Новосибирский
  • Омский
  • Томский.

Дальневосточный

ГВС:

  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский
  • Комсомольский-на-Амуре
  • Краснореченский
  • Курильский
  • Свободненский
  • Советско-Гаванский
  • Хабаровский
  • Южно-Сахалинский
  • Якутский

Ленинградский

ГВС:

  • 224-й
  • Великоновгородский
  • Вологодский
  • Воркутинский
  • Выборгский
  • Петрозаводский
  • Псковский
  • Санкт-Петербургский

Приволжский

ГВС:

  • Казанский
  • Оренбургский
  • Пензенский
  • Пермский
  • Самарский
  • Саратовский
  • Ульяновский
  • Уфимский

Подробный перечень

  • 26-й
  • 40-й
  • Знаменский
  • Мирненский
  • Борзинский
  • Иркутский
  • Кяхтинский
  • Улан-Удэнский
  • Читинский
  • Белогорский
  • Биробиджанский
  • Благовещенский и многие другие.

В составе Реутовского ГВС уже образовано постоянное судебное присутствие в городе Балашихе, а в Одинцовском ГВС присутствие в городе Краснознаменске.

https://www.youtube.com/watch?v=nRygHbjclBI

Объединить планируется Владимирский и 95 ГВС, Балашихинский и Реутовский суды, 94 и 235 ГВС, Краснознаменский и Одинцовский, 101 и Оренбургский, Омский и 61 ГВС, а также другие структуры Это делается для уменьшения расходов на поддержание правосудия, а также для создания более эффективной судебной системы. Изменения в системе военных судов ВС связаны также с общей реформой судов общей юрисдикции.

Трибуналы

Трибунал это синоним военного суда. Вернее так назывались военные суды в России до начала 90-х годов прошлого века.

Период существования трибуналов был очень длительный – впервые они появились сразу после Октябрьской Революции.

Сейчас этот термин практически не используется в судебной практике. В проекте реформы военных судов данные инстанции также не предусмотрены.

ВАЖНО!Во втором полугодии 2019 года система военных судов в РФ может существенно измениться. В частности суды могут изменить свои названия и объединиться.

Военные суды — структуры, которые осуществляют правосудие по делам, в которых участвуют военнослужащие либо сотрудники силовых и других органов (ФСБ, МВД и пр.). В 2019 году планируется проведение масштабной реформы военных судебных органов, вследствие чего должны появиться отдельные апелляционные и кассационные ВС, а также сокращено общее количество инстанций.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/voennye-sudy-5c8a27c77951ff00b405b297

Военные суды РФ: между судебной системой и Минобороны

Введут ли в России военно-полевые суды?

Более сорока лет, до 1999 года, деятельность военных судов в нашей стране регулировалась Положением «О военных трибуналах» от 1958 года. Некоторые дополнительные акты были приняты позже, однако все они к середине 90-х устарели, противореча Конституции РФ и действующему законодательству, в том числе федеральному конституционному закону (ФКЗ) «О судебной системе РФ».

О дискуссиях при рассмотрении нового закона «О военных судах РФ», его принятии и внесенных за последующие 20 лет поправках рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.

В 1997 году Верховный суд РФ, используя конституционное право законодательной инициативы по предметам своего ведения, внес в Госдуму проект ФКЗ «О военных судах РФ». 

От проекта до закона — два года

В сентябре его представлял председатель Военной коллегии Верховного Суда (ВС) РФ Николай Петухов.  

В своем лаконичном докладе он сообщил, что законопроект устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ»; что военные суды, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба; что проект направлен на создание и утверждение в Вооруженных Силах и других войсках именно судебной власти, когда законные права военнослужащих будут находиться под надежной судебной защитой.

Заявив, что не намерен утомлять депутатов перечислением всех статей и положений, Петухов лишь отметил, что законопроектом предусмотрены гарантии независимости военных судей от воинской исполнительной власти, воинского командования.

Содокладчик Владимир Калягин (КПРФ) был еще более краток — он ограничился информацией, что «большинство членов Комитета ГД по законодательству и судебно-правовой реформе, несмотря на то что законопроект не лишен недостатков, одобрительно отнеслись к нему».    

Участники обсуждения не в пример докладчикам представили развернутый анализ законопроекта, преимущественно критического свойства.

https://www.youtube.com/watch?v=6QaHaKwdBNY

Елена Мизулина («Яблоко») с первых же слов заявила, что «не надо обманывать самих себя, будто военные суды в том виде, в каком они представлены в данном законопроекте, будут вершить какое-либо правосудие». 

Основания для подобного скепсиса она привела следующие. Есть два способа обеспечения независимости судей, и значит, их беспристрастности: процессуальный, через процессуальные кодексы, которые определяют, как судья рассматривает дело и организационный — кто назначает, как финансируется, кто обеспечивает материальные условия. 

Мизулина сочла, что «концепция предложенного закона закладывает организационные, материальные и финансовые условия зависимости судей военных судов от Министерства обороны», поскольку он предусматривает, что эти судьи продолжают находиться на военной службе, штаты этих судов согласовываются не только с ВС, но и с Минобороны, финансирование осуществляется в том числе за счет последнего. 

Вывод – «при нынешней ситуации этот законопроект неконституционен. Он очень существенно нарушает статью 120 нашей Конституции, которая провозглашает: независимость судей — это основа деятельности всех судов, существующих в Российской Федерации». 

Полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме Андрей Себенцов сообщил, что кабмином поставлены четыре существенных вопроса, от решения которых и будет зависеть поддержка законопроекта. 

Вопросы эти такие. Должны быть приведены нормы, определяющие численность военных судей, военных судов, работников их аппаратов. Нормы закона должны обеспечивать независимость судебной власти.

Территориальный принцип создания федеральных судов должен распространяться и на военные суды.

Нормы, устанавливающие статус судей военных судов, предоставляющие им социальные льготы и гарантии, должны соответствовать иным законам о статусе судей.  

Представитель Президента РФ Александр Котенков также отметил необходимость обеспечения конституционного принципа разделения властей. Суды должны быть только территориальными и ни в коей мере недопустима их связанность с теми военизированными структурами, в отношении которых они осуществляют правосудие. 

Поэтому необходимо решить проблему, как полностью освободить военных судей и сотрудников аппаратов военных судов от двойной подчиненности: по линии Судебного департамента и по линии военных ведомств. Для этого из закона должно быть устранено положение, когда военные суды финансируются через довольствующие органы Министерства обороны. 

Тем не менее, Котенков рекомендовал принять проект ФКЗ «О военных судах» в первом чтении, с тем чтобы ко второму чтению все эти недостатки устранить. Такую же рекомендацию дал и председатель профильного комитета Анатолий Лукьянов (КПРФ).  И законопроект был принят в первом чтении необходимым конституционным большинством.

Ко второму чтению готовились долго, до февраля следующего, 1998 года. И немудрено: за этот период в законопроект было внесено 200 (!) поправок. То есть он по сути был радикально переработан. И все же у президентской стороны остались к нему претензии. 

Александр Котенков напомнил, что скоро депутатам предстоит ратифицировать четыре основополагающие конвенции Совета Европы, и среди них важнейшей является конвенция о защите прав и свобод граждан.

А это обязывает привести национальное законодательство в соответствие с ее требованиями, одно из которых — обязательность наличия апелляционной инстанции для любого суда, то есть права любого гражданина на рассмотрение его дела судом второй инстанции.  

Имелся и ряд других, менее существенных замечаний. Котенков заметил, что технически имеющиеся недоработки устраняются достаточно легко и предложил отложить рассмотрение законопроекта «О военных судах», чтобы не допустить возможности его отклонения.  

Представители всех думских фракций это предложение поддержали и перенесли рассмотрение на весну.

В марте 1998 года закон «О военных судах» был повторно вынесен на второе чтение. Проходило оно так: «Уважаемые депутаты, какие у вас есть вопросы к таблицам поправок? Так, от фракций не вижу. Есть ли замечания у депутатов к таблицам поправок? Нет. Есть ли замечания у представителя Президента? Нет. У представителя Правительства тоже нет».  

Так же беспроблемно прошел ФКЗ и стадию третьего чтения. А вот дальше закон начал «пробуксовывать». Совет Федерации дважды принимал его к рассмотрению и не выносил никакого решения, затем дважды его отклонял. 

Первое вето состоялось в июне 1998 года. Сенаторы высказали ряд замечаний, касающихся подсудности военных судов, стажа работы по юридической специальности, нахождения на офицерских должностях перед назначением на судебную. 

Со всеми замечаниями депутаты согласились и в ту же сессию согласительная комиссия представила новую редакцию ФКЗ «О военных судах РФ». По ходу ее рассмотрения был задан всего один вопрос. Элла Памфилова («Российские регионы») попросила пояснить: согласно этому закону обязан ли военный судья принимать две присяги, одну — командиру, другую — закону?  

Получив ответ, что он действительно должен принимать две присяги, как судья и как военнослужащий, депутат назвала это очень серьезной коллизией. Однако ответ Калягина: «Родине он присягает и в том и в другом качестве!» палату удовлетворил и новый вариант закона в июле 1998 года был принят. А через неделю вновь отклонен Советом Федерации.

Сенатор Сергей Собянин отметил, что ряд замечаний согласительной комиссией был учтен, но «в то же время, поскольку законопроект весьма сложен, остался целый ряд серьезных проблем».

  В числе основных докладчик назвал нарушение принципа разделения властей (в военных судах судебная власть осуществляется прикомандированными военнослужащими) и отсутствие полной информации о том, потребуются ли дополнительные бюджетные расходы при введении закона в действие. 

Имелись замечания и по ряду других позиций. И Совфед вновь принимает решение создать согласительную комиссию. На сей раз согласительные процедуры длились весьма продолжительное время — почти год.

Только в мае 1999 года согласованный текст ФКЗ «О военных судах» был принят Госдумой. Ни у одной из сторон на этот раз замечаний не возникло. А в июне он был одобрен и Советом Федерации.

Таким образом военные суды получили наконец свой закон — через два года после его внесения. 

От замечаний — к важным поправкам

За 20 лет в ФКЗ «О военных судах РФ» было внесено 17 поправок. Причем изменения происходили некими «волнами»: то тишина, то по три в год. Помимо сугубо технических правок (упразднение института народных заседателей и объединение ВС и ВАС РФ в 2014 году), в закон были внесены и сущностные изменения.

Так, самой первой поправкой, принятой в 2006 году, военные суды были наделены компетенцией рассматривать дела о грубом дисциплинарном проступке, за совершение которого может быть назначен дисциплинарный арест.

Данные материалы рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично. А в 2009 году военным судам стали подсудны также уголовные дела, отнесенные к их компетенции УПК РФ.

Эта поправка была обусловлена изменениями в УПК, касающимися преступлений террористического и экстремистского характера. 

Изменениями 2010 года военные суды уполномочены рассматривать заявления о присуждении компенсации (в связи с принятием закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок). 

В 2011 году был установлен единый для всех военных судов процессуальный порядок проверки не вступивших в законную силу решений по уголовным и гражданским делам.

Кассационные инстанции Военной коллегии ВС РФ и окружных военных судов преобразованы в апелляционные.

Полномочия по пересмотру судебных решений военной коллегии и военных судов в порядке надзора сохранены только за Президиумом ВС РФ.

Поправками 2014 года расширены полномочия Верховного Суда РФ и его Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Последняя, в частности, рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Комитета.

Еще раз компетенция военных судов была уточнена в 2015 году в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ. К их подсудности отнесены административные дела, связанные с государственной тайной.  

В отдельный блок можно выделить поправки, касающиеся структуры военных судов, организации их работы и пр.  

В 2009 году упразднены институты прикомандирования военнослужащих к военным судам и прохождения военной службы в аппаратах судов. Вводится запрет на привлечение военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ для обеспечения деятельности военных судов и судебных органов. 

Военнослужащие, занимавшие на тот период соответствующие должности, должны либо уволиться с военной службы, либо приостановить ее. При этом им сохранялся прежний уровень материального обеспечения.

Несколькими месяцами позже в том же 2009 году законодатель обязал кандидатов на должности судей военных судов получать заключение Высшей квалификационной коллегии судей России.

Зато в 2012 году председатели окружных военных судов по истечении срока полномочий  получили право  назначения на ту же должность в том же суде на новый срок. Тогда же судьям «усовершенствовали» систему оплаты труда: вместо зарплат ввели понятие «ежемесячное денежное вознаграждение» (де-факто увеличение оплаты труда). 

Три закона о внесении изменений в ФКЗ «О военных судах» Госдума приняла в течение трех месяцев в 2016 году.  

В мае перечень органов, обеспечивающих безопасность судей и членов их семей и сохранность принадлежащего им имущества, включены органы военной полиции Вооруженных Сил РФ. 

С июня в гарнизонном военном суде уголовные дела в первой инстанции могут рассматриваться не только судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей, но и судом с участием присяжных заседателей. 

В июле за окружными военными судами закреплены права юридического лица.  

Последняя поправка была внесена в 2018 году. В систему военных судов, помимо окружных и гарнизонных, решено включить кассационный военный суд и апелляционный военный суд. Определены места их постоянного пребывания, прописаны полномочия и порядок организации работы.

Внимательный читатель, конечно же, заметит, что ряд положений, вызвавших критику при рассмотрении ФКЗ «О военных судах РФ», был откорректирован в последующие годы путем внесения в него существенных поправок, соответствующих требования Конституции РФ. 

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 11 апреля

Источник: http://rapsinews.ru/incident_publication/20190404/297259838.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.