Хищение ГСМ на предприятии

Содержание

Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться? | Rusbase

Хищение ГСМ на предприятии

Архив rb.ru 17:58 24 февраля 2012 Архив rb.ru 17:58 24 февраля 2012

В некоторых отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ

Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться? Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой,  могут осуществлять  махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. RB.ru выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться. Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой “левых” чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов. По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. “При хищениях в ход идет все – “левые” чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, – говорит Емельянов. – Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или  GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей”.  


По объему хищений лидирует строительная отрасль

В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта. В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство – расти опережающими темпами.   “Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, – продолжает Емельянов. – На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах”.  

Как бороться с хищениями?

 

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что  компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. “Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, – говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов.

– В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка.

Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено”.

  Что же это за системы учета? “Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные – например, для строительной техники, которая не покидает  площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами – для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива”, – говорит Емельянов. – В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива”. Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.   Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель. Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать “сложные” схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами.   

“В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами”, – резюмирует Емельянов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/article/vorovstvo-gsm-na-predpriyatiyah-kak-kradut-i-kak-borotsya/6883527.html

Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб

Хищение ГСМ на предприятии

Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации.

Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф.

Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.

Однако отнюдь не все организации и предприниматели могут себе позволить траты на контролирующие устройства. В этом случае основной инструмент контроля — это нормативы расхода топлива. Их утверждают на основании данных, указанных в документации на машину, либо устанавливают опытным путем (подробнее об этом читайте в статье «Практические советы по учету и списанию ГСМ»).

Однако если лимит оказался превышен либо показания специальных устройств подтвердили предположение о нечестности водителя, удержать ущерб из зарплаты весьма непросто. Для этого нужно доказать, что виноват именно шофер, а не сам работодатель или внешние факторы.

Нужна внутренняя проверка

В статье 247 Трудового кодекса говорится: прежде, чем принимать решение о взыскании ущерба с работника, работодатель обязан провести проверку. Для этого он может создать комиссию и привлечь соответствующих специалистов. Подозреваемого работника необходимо ознакомить со всеми материалами проверки и дать возможность их обжаловать.

Проверка преследует две цели: определить размер ущерба и установить причины его возникновения.

Размер ущерба

Размер ущерба, как правило, определяется как разница двух величин. Первая — это количество ГСМ, которое было потрачено по данным водителя. Вторая — количество ГСМ, которое должно быть потрачено исходя из показателей контролирующих устройств или установленного норматива. Полученная цифра умножается на стоимость приобретения топлива (с учетом НДС).

Приведем пример. Допустим, водитель проехал 1 500 км. С его слов, данное расстояние полностью приходится на служебную поездку. Но система спутниковой навигации показала, что путь до объекта назначения составил 1 250 км., а оставшиеся километры относились к «непроизводственному» маршруту.

Значит, водитель нанес компании ущерб в размере стоимости топлива, необходимого для поездки на 250 км.(1 500 — 1 250). По нормативу, утвержденному для данного авто, эта величина равна приблизительно 62,5 литров. Топливо приобреталось по цене 34 руб. за один литр (включая НДС).

Значит, величина ущерба составляет 2 125 руб.(62,5 литров х 34 руб.).

Причины возникновения ущерба

С особым вниманием причины выявляют в ситуации, когда подозрения вызваны перерасходом нормативного количества ГСМ. Здесь важно исключить внешние обстоятельства, не зависящие от водителя.

Обычно работодатели обращаются к техническим специалистам, чтобы те провели ревизию частей машины, влияющих на расход топлива. В качестве ревизоров могут выступать, например, штатные автослесари или сотрудники автосервиса.

По завершении необходимо составить акт, из которого четко следует, повлияло ли состояние автомобиля на увеличение расхода ГСМ. Если не повлияло, данный акт будет одним из оснований для взыскания ущерба с водителя. Кроме того, нужно убедиться, что нормативы не занижены.

Для этого придется провести контрольные замеры расхода топлива в условиях, в которых проходит эксплуатация машины. Не исключено, что при расчете действующей нормы не были учтены климатические условия, дорожная ситуация и проч. Тогда норматив подлежит пересмотру в сторону увеличения.

Если же норма рассчитана правильно, это нужно отразить в акте проверки. Такой документ станет еще одним основанием для взыскания ущерба с шофера.

Объяснительная записка

Обязательным условием для взыскания ущерба является объяснительная записка, которую работодатель должен потребовать у подозреваемого сотрудника (ст. 247 ТК РФ). В записке работнику нужно изложить свое видение ситуации и причин, ее повлекших.

К примеру, водитель может указать, что с его точки зрения действующий норматив расхода топлива занижен и нуждается в пересмотре. Если шофера уличили в поездках «непроизводственного» характера, он может заявить, что на самом деле маршрут был служебным и т.д.

В случае, когда водитель отказывается от пояснений, руководство должно отразить это в акте. Отказ от пояснений, равно как и неубедительные оправдания шофера, послужит очередным аргументом в пользу взыскания ущерба.

Какую сумму можно вычесть из зарплаты

Если по результатам внутренней проверки было доказано, что водитель присвоил себе часть ГСМ, работодатель вправе взыскать с него ущерб. Но прежде надо разобраться, какую сумму допустимо удержать из зарплаты.

Из норм Трудового кодекса следует, что взыскание всей величины ущерба без ограничений возможно только в одном случае — когда сотрудник несет полную материальную ответственность (ст. 242 ТК РФ).

При этом величину, не превышающую средний месячный заработок, можно удержать из зарплаты, а остальную часть — через суд (ст. 248 ТК РФ). Во всех остальных случаях взыскать можно лишь сумму, не превышающую средний месячный заработок (ст. 241 ТК РФ).

Однако к водителям полная материальная ответственность неприменима. Дело в том, что существует перечень должностей и работ, с которыми работодатель может заключить договоры о полной материальной ответственности (утв. приказом Минтруда России от 31.12.02 № 85).

Данный перечень является закрытым, и такая должность, как водитель автотранспортных средств, в нем не упомянута.

По этой причине руководство вправе вычесть из зарплаты шофера сумму в пределах среднего месячного оклада. Если фактический ущерб оказался больше, у работодателя останется единственный шанс — предложить водителю добровольно компенсировать все убытки. И только получив согласие, работодатель сможет удержать весь ущерб до копейки (ст. 248 ТК РФ).

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Экспедитор вместо водителя

На практике некоторые работодатели идут на хитрость. Они принимают сотрудника на должность экспедитора, хотя тот, по сути, выполняет функции водителя.

Это позволяет заключить с работником договор о полной материальной ответственности, ведь должность экспедитора указана в соответствующем перечне, утвержденном Минтруда России.

Далее сотруднику вверяют материальные ценности в виде топлива, и в случае растраты взыскивают ущерб в полном объеме.

На наш взгляд, данные способ не является безупречным, поскольку должностные обязанности водителя и экспедитора во многом не совпадают. К тому же ГСМ, на котором работает машина, не вполне соответствует понятию материальной ценности, вверенной экспедитору для перевозки. Все это может привести к тому, что работник, с которого взыскан полный ущерб, обратится в суд и выиграет его.

Правила удержания

Закончив все расчеты, работодатель должен издать распоряжение о взыскании. Сделать это необходимо не позднее одного месяца с момента, когда размер ущерба был окончательно определен.

Пропустив данный срок, руководство теряет право на удержание ущерба  из зарплаты водителя.

В такой ситуации вернуть свои деньги (в том числе в пределах среднего месячного заработка) можно только через суд (ст. 248 ТК РФ).

При удержании бухгалтер обязан руководствоваться статьей 138 ТК РФ. В ней сказано, что в общем случае суммарный размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20% суммы, причитающейся работнику. Значит, если величина удержания достаточно велика, ее придется распределить на несколько месяцев.

Добавим, что взыскание ущерба не зависит от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Таким образом, работодатель вправе написать заявление в полицию, и одновременно удержать стоимость украденного топлива из зарплаты шофера.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2016/8/11427

Кража ГСМ на предприятии: как предотвратить

Хищение ГСМ на предприятии

По данным Omnicomm, размер хищений на предприятии может составлять 30%  от установленного объема ГСМ в месяц. Чтобы вам было проще контролировать и пресекать воровство топлива, в этой статье мы собрали 8 способов кражи ГСМ и 6 методов контроля.

Варианты воровства

Слив топлива

Суточная норма расхода топлива (НРТ) – 40 литров. Затрачено 35 л. Водитель с помощью шланга сливает 5 литров горючего для продажи, либо заправки своего автомобиля.

Обратить внимание: если горючее пропадает в небольших объемах, первые в группе риска водители с личными автомобилями на дизтопливе (возможно, подворовывают для себя).

Левый чек

Выделено 6000 р. на заправку техники. Сотрудник заправляется на 4000р, а 2000р. оставляет себе. Для отчета в бухгалтерию покупает фальшивый чек на сумму 6000р.

Обратить внимание: частые жалобы шофера на норму топлива, перегруз, неровные дороги, пробки, ветер.

Продажа топливных талонов

Бензин не израсходован. Водитель продает топливный талон по заниженному курсу, а в бухгалтерии отчитывается якобы за заправку по нему.

Обратить внимание: жалобы на нехватку топливных талонов из-за высоких затрат на ГСМ из-за перегрузов, неровных дорог, ветра.

Левый рейс

Нужно доставить груз из пункта «А» в пункт «Б». Шофер берет дополнительный «левый» груз в пункт «С» из-за которого путь увеличится на 1000 км. Фирма несет убытки, оплачивая горючее на «левые шабашки» шофера.

Обратить внимание: значительное расхождение в расходе топлива «А-Б» и «Б-А».

Подкрутка одометра

Пройденный километраж – 4000 км. Водитель накрутил одометр прибором (подмотка, генератор скорости) до 6000 км.

Два варианта действий: покупается «левый» чек, остаток денег идет в карман; топливо сливается для продажи либо заправки личного автомобиля.

Способы контроля

Совершенных инструментов контроля не придумано, тем не менее есть способы снизить кражи.

Учет расхода топлива

В путевых листах и товарно-транспортных накладных указана информация о пробеге, грузе, заправках ТС. На основании этих данных рассчитывается затрата горючего. Если фактическая цифра значительно отличается от расчета, возможно есть факт мошенничества.

Ловля на живца

Машина отправлена из пункта «А» в пункт «Б». По дороге подставной заказчик предлагает за деньги отклониться от курса, чтобы доставить «левый» груз в другой пункт. Водитель соглашается – операция прошла успешно.

Риски: шофер может заподозрить подставу или его предупредит кто-то из службы безопасности предприятия.

Топливные карты

АЗС отчитывается перед фирмой о заправке, у водителя нет доступа к деньгам.

Вариант обхода – сговор с АЗС: Оператор списывает с топливной карты 200 литров бензина, заправляет машину на 150 л. Разницу в 50 литров шофер получает деньгами по заниженному курсу.   

Оптовая закупка ГСМ

Горючее закупается самой компанией оптом и хранится на складах. Исключается покупка «левых» чеков, сговор с АЗС, продажа карт. Но остается два варианта обхода: сговор со сторожем, слив из бака ТС.

наблюдение

Снижает риск воровства на топливных складах и махинаций на стоянке.

Риск: Если камера вышла из строя или узкий угол обзора, доказать виновность вора будет сложно.

Система контроля Глонасс/GPS

Отслеживает местоположение, скорость, время, фактический расход горючего ТС и сливы.

На ТС устанавливают трекер GLONASS/GPS с датчиками уровня топлива (ДУТ). Система передает данные с автомобиля на компьютер диспетчера.

Способы обхода:1) Спутниковый сигнал блокируется с помощью GPS-трекера и машина полностью выпадает из вида диспетчера.2) Диспетчер не видит изменений количества горючего, если на ДУТе будет заклеено отверстие воздушного дренажа.

3) Во время движения ТС горючее сливается с помощью врезанного тройника с краном в топливный бак.

Нужно знать

Мы рассмотрели несколько способов кражи: левые чеки, слив, сговор с сотрудниками компании и АЗС, левые рейсы, воровство на складах.

Для фирм с маленьким парком идеальным вариантом будет учет расхода топлива – это снизит вероятность «шабашек»  и сливов ГСМ.

Для среднего бизнеса подойдет видеонаблюдение, топливные карты, оптовые закупки горючего –  поможет в борьбе с воровством на складах и стоянках, махинациями с чеками, сливами.

Для фирм с широким парком и большими объемами затрат на ГСМ необходим спутниковый контроль — охватывает все способы мошенничества.

К сожалению, совершенных систем контроля не придумано, поэтому даже объединив все инструменты, 100% результат не гарантирован.

Борьба с мошенничеством должна начинаться с подбора персонала. Поэтому при поиске сотрудника проверяйте его кредитную историю. Человек с тяжелым кредитным бременем легче идет на преступление, особенно, когда есть просрочка по кредиту.

Получить кредитный отчет сотрудника

Источник: https://www.unirate24.ru/krazha-gsm-na-predpriyatii/

Какими способами водители могут воровать топливо и как с этим бороться владельцам бизнеса

Хищение ГСМ на предприятии

Махинации с топливом – распространенная проблема во многих транспортных компаниях. Недобросовестные водители оправдывают себя разговорами о низкой зарплате и тяжелых условиях труда, а деньги за украденный бензин считают чем-то вроде премии. Невозможно залезть в голову к другому человеку и изменить его отношение к делу, но можно принять меры, которые заставят поступать правильно.

Рассказываем о 5 самых распространенных способах мошенничества и о том, как с ними можно бороться.

Сливают бензин из топливного бака

Этот вид воровства не требует особых умений, нужны только канистра и шланг.

За раз водитель сливает до 50 литров горючего, в дальнейшем объясняя перерасход объективными причинами: использованием кондиционера, изношенностью покрышек, загруженностью авто, спецификой покрытия дороги или работой дополнительных двигателей. Но зачастую это обман. Расход топлива был в норме, а «лишнее» горючее давно продано по заниженной цене.

Манипулируют километражем

В большую сторону корректируют показатели те водители, зарплата которых зависит от пройденного километража. Существует так называемый генератор импульсов. Его подключают к автомобилю, после чего 800 км легко превращаются в 1000.

В меньшую сторону меняют цифры те, кто решил незаметно отъехать по делам. Сильный магнит прикладывают к счетчику, и километры не начисляются.

Недобросовестные водители часто манипулируют километражем

Покупают для отчетности «левые» чеки

Отчетность за бензин во многих компаниях до сих пор основана на чеках, и хитрые сотрудники этим пользуются. Они заправляются бюджетным топливом, а чеки предоставляют «левые», якобы заправились дорогим.

Разницу кладут себе в карман. Цены на бензин в соседних областях могут отличаться в среднем на 3 рубля.

Дальнобойщики вешают дополнительный бак и заправляются на более дешевой АЗС впрок, отчитываясь потом чеками с совсем другой стоимостью за литр.

Договариваются с сотрудником заправки

Классическая схема «дополнительного» заработка: договориться со служащим заправки и залить, например, 90 % бака, заплатить за 100 %, а разницу разделить на двоих.

Когда воруют в таких больших объемах, заметить несложно, однако некоторые поступают хитрее и спекулируют с меньшими объемами, и это трудно отследить. Впрочем, и вред от такой деятельности минимальный. Более серьезные последствия несет сговор водителя и заправочной станции.

Речь тогда идет уже совсем о других масштабах: например, заливают 700 литров, а счет выписывают на 1000.

Классическая схема: договориться со служащим заправки и залить 90 % бака, заплатить за 100 %, а разницу разделить на двоих.

Меняют стиль вождения

Смена стиля вождения экономит до 20 % топлива. Опытный ездок старается управлять транспортом более аккуратно и использует разные хитрости, чтобы потратить меньше бензина, а потом заправляет на несколько литров другую машину, обналичивая корпоративную карту. Без специальных систем учета потребления сложно отследить, как водитель управляет транспортом.

Известны случаи, когда в машину устанавливали системы учета, и водитель сразу же менял свой стиль вождения на неаккуратный, начинал резко тормозить и набирать скорость. Все это, чтобы скрыть прошлый обман, показать, что расход бензина остался прежним.

Как не допустить воровства в своем бизнесе

Для пресечения спекуляций с бензином есть несколько эффективных методов.

Введение нормативов. Установка устройств для контроля за водителем обойдется в копеечку. Не все компании готовы на них потратиться. Альтернатива – вести учет траты топлива по определенным нормативам.

За основу берут стандарт расхода, установленный автозаводом. Далее его умножают на коэффициент, учитывающий влияние на расход факторов вроде стиля вождения и погоды.

У этого метода существует погрешность примерно в 10–20 %.

Тахограф и М2М – распространенные системы контроля. Тахограф регистрирует скорость, расстояние, время работы и «отдыха» автомобиля.

Увы, эти данные легко подделать – стоит такая услуга около 3000 рублей. Поэтому устраивайте еженедельные проверки.

Если работник не будет знать об их сроках, ему придется осуществлять калибровку еженедельно, а это сделает воровство бессмысленным, потому что слишком затратным.

М2М – более эффективная, но и более дорогая система, построенная на связке навигации, датчиков контроля бензина и мобильной связи. Разовый вклад в одну машину – около 17 000 рублей. Хотя М2М позволяет полностью контролировать работу автомобиля и не дает водителю воровать, это совсем недешевое удовольствие.

Использование топливных карт – бюджетный и эффективный способ отслеживать все действия водителя. С их помощью можно не только контролировать местоположение авто и устанавливать лимиты по расходам, но и экономить благодаря дополнительным скидкам, которые предоставляют АЗС.

Использование топливных карт – бюджетный и эффективный способ отслеживать все действия водителя.

Большими преимуществами обладает карта «Вездеход Online»:

– Она предупреждает о подозрительных операциях, позволяет блокировать счет или сокращать лимит в режиме реального времени.

– Если подозреваете, что работники сливают бензин и накручивают километраж, на сайте или в приложении можно рассчитать и спрогнозировать реальный расход топлива по маршруту и сравнить с затратами по карте на бензин.

Предоставляют «липовые» чеки? Больше это не сработает, поскольку теперь они все электронные. Чтобы удостовериться в честности работника, посмотрите, совпадает ли маршрут водителя с местоположением АЗС.

– Возможен сговор водителя с сотрудниками АЗС? Посмотрите в приложении «Вездеход Online», не заправляется ли водитель неоправданно часто из-за того, что не доливает топливо в бак.

Всю активность можно посмотреть в приложении «Вездеход Online»

Другие преимущества карты:

Она позволяет заправляться более, чем на 13 000 АЗС по всей стране и примерно на половине из них сейчас действует скидка до 1,5 рубля с литра при заключении договора до конца июня.

Позволяет оплачивать штрафы со скидкой 50 %, пользоваться услугами моек со скидкой 5 % и возвращать НДС 20 %. Вся бухгалтерия электронная, документы для возврата налога будут подготовлены для вас в личном кабинете автоматически. Совокупно карта позволяет экономить около 30 % вашего бюджета, а заодно и время, которое вы бы потратили на бумажную волокиту.

Выпускается бесплатно и не привязана к конкретному физическому лицу. Вы можете передавать ее разным сотрудникам.

Топливная карта – хороший способ одновременно контролировать работников и экономить свои средства.

В отличие от карт с кэшбэком, «Вездеход Online» подходит для юридических лиц и предоставляет прямые скидки на топливо, а также возможность заправляться в кредит под 0 %.

Благодаря мобильному приложению с возможностью оплаты по штрих-коду она не потеряется, ведь ее даже не обязательно носить с собой.

Чтобы предотвратить мошенничество в вашей компании и сделать поездки водителей более экономными, получите карту «Вездеход Online» абсолютно бесплатно за один день: вашу заявку рассмотрят в течение получаса и сразу же все оформят >>>

Источник: https://zen.yandex.ru/media/petrolplus/kakimi-sposobami-voditeli-mogut-vorovat-toplivo-i-kak-s-etim-borotsia-vladelcam-biznesa-5ee08e4539ba615980b71702

Возможные способы хищения ГСМ и метода борьбы с ними

Хищение ГСМ на предприятии

На сегодняшний день проблема снижения затрат на ГСМ актуальна для любого предприятия, имеющего на своем балансе хоть одну единицу автомобильной техники.

В данной статье мы хотим показать места, в которых возможны хищения ГСМ и рассказать о мерах пресечения хищений.

Итак, проследим следующую цепочку: Администрация – бухгалтерский учет – заказчик -диспетчерская служба – АЗС – заправщики УТТ – водитель. 

В большинстве случаев можно сказать, что администрация предприятия поощряет способы хищения ГСМ, так как с ее стороны отсутствует контроль (и может быть умышленно) за использованием ГСМ.

На предприятиях нет регламента по учету и списанию ГСМ, отсутствует нормативная документация, нормы расхода топлива завышены. На одну и ту же марку техники в разных автотранспортных предприятиях – разные нормы расхода ГСМ, интервал достигает 15-20%.

Необходимо разработать единые дифференцированные нормы расхода в рамках регионов или даже компании. Итак, со стороны администрации должен осуществляться строгий контроль за учетом и списанием ГСМ.

С этой целью необходимо создать на каждом автотранспортном предприятии, группу по учету и списанию ГСМ по путевым листам, заправочным ведомостям, электронным картам. Цель группы – выявлять нарушения и ставить в известность руководство и службу безопасности. 

Как правило, списание ГСМ производится по предъявленным счетам и заправочным ведомостям. Это грубое нарушение. Списание необходимо проводить с учетом детальной сверки путевых листов с заправочными ведомостями (которую проводит группа ГСМ) в результате которой выявляется много нарушений, как со стороны автотранспортного предприятия так и заправки. 

После наведения административного порядка и упорядочивания бухгалтерского учета переходим к заказчикам, которые подписывают путевые листы – это самый больной вопрос.

Начальники цехов, прорабы, мастера, инженеры служб заказчика то есть лица, имеющие право подписи путевых листов, совершенно не заинтересованы в снижении себестоимости услуг (за счет ГСМ) на автотранспортном предприятии. Они подписывают все подряд порой по незнанию, а порой вступают в сговор с водителем и сумму, вырученную от продажи ГСМ, делят.

Это основной способ хищения ГСМ. Списание ГСМ по путевым листам производится по установленным нормам расхода ГСМ на 1 час работы специального оборудования и 1 км. пробега для автомобильной техники, и 1 час работы двигателя для тракторной техники.

Учет работы специального оборудования, двигателя заказчик не ведет и вести категорически отказывается, ссылаясь на то, что основная задача подписать путевой лист и все. Водитель, пользуясь таким положением, вписывает себе в путевом листе столько часов специального оборудования и пробега, сколько ему нужно для списания ГСМ в т.ч. и похищенного.

Например, для ППУ, работающего на Первомайском месторождение, которое находится на расстояние 25 км от основной базы заказчик подписывает 9 часов работы специального оборудования. А по технической характеристике емкости котла ППУ хватает на 3,5 часа работы (расчет), затем нужно ехать на основную базу на дозаправку водой.

Итак, приписано 5,5 часов работы с/о, умышленно или по незнанию, но оно привело к необоснованному списанию (5.5 * 33 )=172 литра за одну смену, если средняя цена на дизельное топливо 10 руб. за один литр, то это выльется в сумму 1720 рублей.

На одном автотранспортном предприятии пожарным машинам заказчики подписывали работу специального оборудования, каждый день по 5-7 часов, а пожаров в то время не было не одного. Норма ГСМ на 1 час работы специального оборудования пожарного автомобиля – 21,6 литра. Вот и получается 7 * 21,6 = 151 литр или * 10 = 1510 рублей.

Также необоснованно подписывали часы работы специального оборудования цистернам, агрегатам по закачке раствора, манипуляторам. Остро стоит вопрос с работой двигателя для тракторной техники особенно К-700, тягачей, бульдозеров. Зачастую эта техника просто простаивает на дежурстве, а в каждом путевом листе идет списание ГСМ порядка 300-500 литров.

Это золотое дно для хищения. Необходимо на первом этапе обучить лиц, имеющих право подписи путевых листов правилам заполнения путевых листов. Целесообразно в рамках компании принять единую форму путевого листа, в котором будут графы для работы специального оборудования, двигателя с нагрузкой и без нагрузки, пробега.

В целях усиления контроля за использованием ГСМ, необходимо обязать работников заказчика, имеющих право подписи путевых листов, указывать прописью в путевых листах следующие показатели: 1)время работы спецоборудования; 2)время работы двигателя и спецоборудования с нагрузкой и без нагрузки (для тракторной техники); 3)время работы двигателя вхолостую (на обогрев салона); 4)пробег, учитывая нулевой пробег (писать цифрами), так как бывают случаи, когда недобросовестные диспетчера к 1 приписывают ноль и вместо 1 часа работы специального оборудования получается 10 часов, а ее подружка с заправки в этот путевой лист вписывает нужную заправку и ставит штамп. Такой случай имел место в одном автотранспортном предприятии . В результате данной фальсификации было похищено 583 литра или * 10 = 5830 рублей, бензина А-80. После рекомендации по заполнению путевых листов и письма на имя заказчика, обязывающего правильно заполнять путевые листы, такие способы хищения места не имели. 

И один факт рассмотрели, случай этот не единственный и если заказчик будет правильно указывать в путевом листе часы работы специального оборудования, двигателя, пробег, то этот способ хищения исключается. Иногда по указанию вышестоящего руководства диспетчера выписывают путевые листы задним числом на списание горючего без оплаты и с оплатой.

Чтобы исключить эту возможность необходимо ввести строгую нумерацию бланков путевых листов и несовпадение нумерации путевых листов по дате (она должна увеличиваться) считать строгим нарушением и с виновных взыскивать ущерб.

Старший диспетчер должен вести учет бланков строгой отчетности – путевых листов, выдавать диспетчерам под роспись и требовать с них отчет об использованных бланках. Недопустимо использование повторной нумерации путевых листов, которые имеет место даже в рамках одной колонны и очень затрудняет сверку путевых листов с заправочными ведомостями.

Выписка путевых листов на ПЭВМ решит эту проблему. При обработке путевых листов встречаются такие в которых фактический расход топлива больше нормы. Диспетчера умышленно пропускают такие путевые листы по которым списывается похищенное горючее.

Они также иногда уменьшают количество заправленного горючего при подсчете заправок и все это проходит с молчаливого согласия водителя. По итогам месяца необходимо делать выборку путевых листов по которым факт ГСМ больше нормы и к нарушителям применять административные меры воздействия (удерживать стоимость перерасхода ГСМ из заработной платы). 

Операторы АЗС небрежно заполняют заправочные ведомости. Часто номер путевого листа в заправочной ведомости не совпадает с фактическим номером путевого листа за эту дату.

В данном случае возможны два варианта – либо оператор ошиблась при внесении номера путевого листа в заправочную ведомость, либо была произведена заправка без путевого листа и поставили вымышленный номер.

Считаю, что несовпадение номера путевого листа по дате с заправочной ведомостью можно считать одним из способов хищения ГСМ и стоимость заправки удерживать из заработной платы операторов АЗС. Это будет дисциплинировать их и они будут более внимательны при заполнении заправочных ведомостей.

Операторы АЗС допускают уменьшение заправленного топлива в путевом листе, либо вообще не вносят его. На одном автотранспортном предприятии оператор АЗС ежемесячно списывала по заправочной ведомости 200 литров бензина марки А-80, а в путевые листы эти заправки не вносила. Этот случай не единичный.

Также в заправочных ведомостях есть факты выдачи ГСМ на несуществующий путевой лист, на технику не принадлежащую автотранспортному предприятию. Операторы АЗС допускают выдачу топлива на путевые листы с датой несоответствующей дате заправки. Такое положение объясняют тем, что после 14.00 на заправке наступает завтра.

Я считаю, что это тоже способ хищения ГСМ – водители заранее по путевому листу списывают топливо, а на следующий день ставят в путевой лист заправку и получают наличный расчет. Дата заправки и дата выдачи путевого листа могут не совпадать от одного до пяти и более дней.

Есть предположение что таким образом операторы АЗС подгоняют количество ГСМ при контрольных замерах на заправке. Кроме этого при предъявлении счетов в заправочных ведомостях часто искажается сумма итого выдано ГСМ в сторону увеличения.

Есть практический пример по предприятию на котором наглядно видно сколько литров топлива было приписано в счетах и выявлено в результате детальной проверки . За 5 месяцев дизельного топлива – 13705 литров на сумму 137 050 рублей и бензина 785 на сумму около 10 925 рублей.

В это количество входят ошибки подсчета и заправки транспорта не принадлежащего данному предприятию. Не исключена возможность что этот транспорт операторы АЗС проводят по двум предприятиям. Теперь перейдем к очень интересному вопросу – коэффициент плотности.

Вопрос заключается в следующем – почему “ЮКОС-Сервис” учет ГСМ в заправочных ведомостях ведет в литрах, а в счетах предъявляют в килограммах ? Проверить коэффициент плотности невозможно, так как с счету такие расчеты не прикладываются. В разных ведомостях эти коэффициенты разные, диапазон колеблется от 0,827 до 0,845 (это в мае). Заправка ОАО “Томскнефтепродукт” ВНК в предъявленных счетах указывает количество ГСМ в литрах. Почему “ЮКОС-Сервис” в своих счетах количество переводит в килограммы? Манипуляция переводным коэффициентом это тоже один из способов хищения ГСМ и если учет топлива вести в литрах и тысячах литров то этот способ исключается, а по результатам детальной сверки путевых листов с заправочными ведомостями будут выявлены все нарушения, которые допускают операторы АЗС. Материалы по результатам сверки необходимо передать в службу безопасности и после служебного расследования по фактам сверки будут выявлены лица виновные в хищении ГСМ. 

Для заправки техники на отдаленных месторождениях автотранспортное предприятие через доверенных лиц (обычно это водители автомобилей – заправщиков) получают дизельное топливо ан НПЗ. Учет этого топлива ведется на маслохозяйстве транспортного предприятия.

И здесь тоже можно проследить ряд нарушений. Водители – заправщики допускают уменьшение заправленного ГСМ в путевых листах или вообще не вносят его. Манипуляция коэффициентом плотности привела к хищению порядка 3500 литров топлива за один месяц.

Есть факты списания ГСМ по поддельным ведомостям прошлых месяцев в количестве 9570 литров. В заправочных ведомостях заправщики не указывают дату заправки, номера путевых листов искажаются.

Навести порядок на маслохозяйстве можно с помощью детальной сверки и распоряжением обязать заправщиков – водителей правильно заполнять заправочные ведомости. 

В основном водители вступают в преступный сговор с операторами АЗС и последние не вносят в путевой лист количество заправленного горючего или уменьшают его. Есть факты сокрытия фактических остатков горючего в баках.

Например в путевых листах были указаны остатки в баках 15-20 литров, а после проведения контрольного замера старшим диспетчером при выдаче путевых листов оказалось что фактически в баках было 400-500 литров списанного по путевым листам топлива. Ясно что это топливо предназначалось для продажи скупщикам.

С вышеуказанными способами бороться можно – проводить ежедневные замеры (как и положено по регламенту) остатков топлива при выезде и возврате и детальную сверку. Но есть случаи когда водители вступают в преступный сговор с лицами, подписывающие им путевые листы. Здесь дела обстоят сложнее.

Если заказчик приписал часы работы специального оборудования, двигателя, пробег автотранспортное предприятие проконтролировать его не может, следовательно необходим контроль выполненных работ и со стороны заказчика. Несколько слов об электронных заправочных картах.

Водители передают свои карты посторонним лицам самовольно либо по указанию вышестоящего руководства, которые заправляют личный транспорт. Контроль за заправляющимися по картам автомобилям никто не осуществляет. Похищенное горючее списывают по путевым листам, приписывая пробег. За день водители подписывают до 350 км .

В большинстве случаев это приписки и маршрут движения не соответствует пробегу. Имел место факт – заказчик для легкового автомобиля весь месяц подписывал маршрут Стрежевой – Нижневартовск, а талоны на переправу по этому маршруту на данный автомобиль не выдавались. Это один из методов контроля маршрута движения – проверить был ли талон на данный путевой лист. В большинстве случаев такие маршруты талонами на переправу не подтверждаются, следовательно приписан пробег и списано похищенное топливо. 

Исходя из вышесказанного понятно, что только нашими совместными усилиями можно изжить из наших рядов расхитителей ГСМ и недобросовестно относящихся к своим обязанностям сотрудников компании всех уровней которые способствуют этому. Задача эта не простая.

Для ее выполнения необходимо организовать курсы повышения квалификации для честных сотрудников групп ГСМ, службы безопасности, КРО по этому направлению и четко описать в должностных инструкциях права и обязанности со ссылкой на вновь разработанные положения , правила, регламенты и ввести их в действие как стандарты компании.

Источник: https://glonass51.ru/info/articles/vozmozhnye-sposoby-khishcheniya-gsm-i-metoda-borby-s-nimi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.